Цифровая экосистема: тренд стратегического развития российских компаний

Цифровая экономика: теория и практика
Авторы:
Аннотация:

 В 21 веке с повсеместным развитием цифровой экономики наблюдается тенденция создания компаниями цифровых бизнес-экосистем. В основном такое намерение крупных компаний объясняется стремлением получить больше прибыли в условиях конкуренции за счет привлечения большего количества потребителей и некоторыми другими факторами. Развитие рынка цифровой бизнес-экосистемы также стимулируется потребительским спросом на такие услуги, поскольку в большинстве случаев использование услуг цифровой экосистемы удобно и выгодно для пользователя. Есть несколько причин, по которым цифровые бизнес-экосистемы так популярны среди потребителей. Ключевой причиной этого спроса является стремление оптимизировать использование ресурсов, необходимых для удовлетворения повседневных потребностей человека: от прослушивания подкастов и музыки до выбора и покупки квартиры. Тем не менее авторы рассмотрели возможные риски, связанные с перспективами развития бизнес-экосистем на потребительском рынке. Риски, скрытые в описываемом явлении, можно разделить на несколько видов: для клиентов экосистемы связывание с компанией через покупку подписки, приводящее к уменьшению реального потребительского выбора, для малого бизнеса крупные олигополисты затруднят выход на рынок, для поставщиков крупная компания может диктовать поставщикам свои цены, для экономики компания, успешно внедрившая экосистему, будет продолжать расширяться, скупая все новые и новые технологии и подавляя конкурентов В статье рассматривается эволюция цифровых бизнес-экосистем в России на примере Яндекса и Сбербанка — двух крупнейших российских компаний, разрабатывающих собственные цифровые экосистемы и создающих конкурирующие сервисы. В исследовании исследуются текущие позиции компаний на российском рынке посредством анализа финансовой деятельности, а также сравнительного анализа политики компаний в области стратегического развития. Рассмотрен прогноз для Яндекса и Сбербанка на основе анализа в области цифровых бизнес-экосистем, а также обзор дальнейших направлений развития цифровых бизнес-экосистем для российских компаний с особым вниманием к особенностям российской экономики и законодательства.