Концепция обеспечения организационной эффективности формирования специалиста в области управления на базе университета 4.0 в интересах устойчивого развития России

Цифровая экономика: теория и практика
Авторы:
Аннотация:

Системный, парадигмальный кризис, охвативший сегодня цивилизацию, определяет необходимость глубокой качественной реорганизации экономико-управленческого механизма российского общества. Наиболее важной и приоритетной задачей в этой связи становится качественное возвышение человеческого капитала общества. Причем в число критически важных задач уже сейчас выдвигается задача всеобъемлющего качественного совершенствования корпуса специалистов в области управления. Для эффективного решения задачи формирования корпуса квалифицированных управленцев необходимо глубокое, интегрированное реформирование науки, образования и промышленности с выходом на новые факторы экономического роста. Важнейшей из подзадач здесь является формирование «Умного (интеллектуального, цифрового) университета» модели 4.0, который в свою очередь должен выступить элементом научно-технологической коллаборации «Университет-Научно-исследовательские организации – Промышленность» (далее – «Университет-НИО-Промышленность». Целью исследования является разработка концепции формирования квалифицированного управленца экономико-хозяйственного механизма силами российского университета модели 4.0, выступающего элементом коллаборации Университет-НИО-Промышленность. Разработка темы осуществлена в системной парадигме, а именно – использованы важнейшие положения теории систем и системного подхода, примененные к анализу и моделированию общественных систем. К ключевым результатам, содержащим научную новизну и имеющим практическую значимость относятся: во-первых, разработка и уточнение в системной парадигме ряда понятий, в том числе: «развитие системы», «устойчивое развитие системы», «функционирование системы», «функциональная эффективность системы», и других; во-вторых, разработка концепции формирования квалифицированного управленца экономико-хозяйственного механизма России силами университета модели 4.0. Концепция обосновывает подходы к радикальному повышению уровня научности университетского управленческого образования. Проделанный анализ и предложенные решения открывают возможности реформирования университетского образования по управленческим специальностям, также будут полезны для формирования программы развития университета модели 4.0 и для суверенизации отечественного образования в целом. Следует отметить, что для эффективной реализации изложенных предложений исследования должны быть продолжены, во-первых, в направлении уточнения и детализации изложенных положений, во-вторых, в области оценки возможности встраивания предложенных моделей в макро-организационную конструкцию университета 4.0.