Проблемы развития малого и среднего бизнеса (на примере компаний Республики Коми)

Предпринимательство
Авторы:
Аннотация:

Сегодня уровень и качество развития малого и среднего бизнеса является одной из важнейших характеристик современного государства. В развитых странах, размер сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), как правило, является весьма существенным и, в среднем, составляет порядка 58 % ВВП. В России данный показатель сложился на уровне 20,2 % ВВП. В мировой практике малые и средние предприятия обеспечивают доходами значительную часть населения (преимущественно за счет создания рабочих мест), оказывают колоссальное значение на социально-экономическое положение, как отдельных регионов, так и страны в целом. По официальным данным Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ наибольшее количество работников в секторе МСП зафиксировано в Северо-Западном (СЗФО) и Центральном (ЦФО) Федеральных округах. Цель исследования настоящей статьи – анализ проблем и оценка состояния развития субъектов МСП в Коми республике. Предметом исследования являются экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе развития малого и среднего бизнеса. Основой исследования избран эмпирический анализ на основе данных единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также портала малого и среднего предпринимательства Республики Коми. В статье рассмотрены ключевые проблемы, сдерживающие развитие отечественного сектора МСП, в числе которых особо отмечаются экономическая неопределенность, растущие издержки и снижение потребительского спроса. Информационной базой являются отчетность Росстата, нормативные материалы, официальные документы государственных органов, открытые данные интернет-ресурсов РФ и Республики Коми. В результате аргументировано, что на текущий момент налоговая и административная нагрузка на малые и средние предприятия складывается на более высоком, чем для крупного бизнеса, уровне. Это приводит к торможению развития сектора МСП, отсутствию стимулов для роста и дроблению бизнеса. Показано, что стимулирование развития сектора малого и среднего предпринимательства в России необходимо осуществлять с опорой на системные и эффективные программы поддержки со стороны государственных структур. Дальнейшими направлениями развития представленного исследования являются изучение и анализ эффективности реализации программы поддержки малого и среднего бизнеса на территории Республики Коми «Развитие экономики».