«Умная культура»: проблемы и факторы развития

Цифровая экономика: теория и практика
Авторы:
Аннотация:

Работа направлена на оценку проблем и перспектив развития «умной культуры» как направления «цифрового города» или «умного города». Актуальность исследования возрастает вследствие принятия национального проекта «Культура», направленного на увеличение посещаемости населением организаций культуры и увеличение обращений населения к цифровым ресурсам культуры, прежде всего таких, как театры, музеи и другие. Целью работы является выявление проблем в развитии направления «умная культура» и оценка факторов, способствующих ее развитию на примере оценки показателей состояния культуры Сибирского федерального округа и Новосибирской области. При анализе и оценке был использован статистический анализ таких показателей, которые отражают деятельность организаций культуры. Кроме статистического анализа, выполнен сбор неофициальной информации как опросы специалистов, отвечающих за поддержание работоспособности сайтов театров и музеев крупных городов. В результате исследования, проанализирована динамика показателей численности профессиональных театров, зрителей, доли театров, имеющих веб-сайты в Новосибирской области, Сибирском федеральном округе и России. По результатам опроса и анализа специализированных сайтов получено распределение дат разработки сайтов театров в крупных городах. Выполнено распределение театров России по видам деятельности, а именно музыкальные, драматические, кукольные и другие. В результате в каждом федеральном округе выделены условно новые виды театров, совмещающие разные виды деятельности и имеющие более низкие показатели цифровизации, например, отсутствие сайтов. Проведенный анализ показал, что проект «умная культура» развивается, несмотря на ограничения посещения населения и актуальность только возрастает. Например, сайты имеют все театры крупных городов России. Востребованы такие меры как разработка повсеместно веб-сайтов, информационных порталов, повышающих доступность мероприятий (спектаклей, экспозиций и др.) для населения. Оценка дат создания сайтов позволила определить период их создания с 2004 по 2019 год для всех театров, за исключением новых форм театральной деятельности, которым необходима поддержка в цифровизации.