Инструментарий исследования и оценки потенциала потребительского рынка услуг в трансформируемой экономике

Экономико-математические методы и модели
Авторы:
Аннотация:

В данной статье на примере Свердловской области рассматриваются актуальные тенденции развития регионального (территориального) российского потребительского рынка в условиях трансформации современной экономики. Нынешнее социально-экономическое развитие территорий характеризуется особым уровнем развития различных сегментов потребительского рынка и системой индикаторов, позволяющих получить реальную картину социально-экономического развития и благосостояния территории (региона). Авторами статьи доказывается, что потребительский рынок — важная сфера экономики любого государства, он является связующим звеном потребления и производства, балансирует спрос и предложение. Современный потребительский рынок — это особая форма организации бизнеса, которая развивается в условиях высокой конкуренции, при этом способствует удовлетворению амбициозных потребностей собственников бизнеса. Актуальность выбранного направления исследования определяется значимой ролью сегментов потребительского рынка в развитии отраслей экономики как отдельной территории, так и государства в целом. С точки зрения экономической концепции переходного периода, потребительский рынок — это обратная сторона товарного производства, основа рыночного хозяйства. Это и обусловило необходимость для более глубокого анализа вопросов, связанных с мониторингом эффективности развития сегментов потребительского рынка региона. Целью проведенных исследований являлась выработка авторской концептуальной позиции по экономическому развитию сегментов потребительского рынка, позволяющей всесторонне оценить потенциал стратегического развития как экономики региона в целом, так и отдельных отраслевых сегментов отдельно взятого субъекта. На основании представленных статистических данных проанализировано современное состояние и развитие потребительского рынка с учетом сложившихся экономических условий хозяйствования региона. Авторами изучены и обобщены теоретические позиции ведущих ученых относительно показателей, позволяющих всесторонне охарактеризовать уровень и потенциал развития экономических субъектов потребительского рынка. В результате исследования выработана концептуальная позиция по набору финансовых инструментов, позволяющих всесторонне оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности, а также стратегические возможности отдельных экономических субъектов и отраслевых сегментов потребительского рынка региона.