Уточнение структуры интеллектуального капитала на основе анализа дефиниций «отношенческий капитал» и «потребительский капитал»

Теоретические основы экономики и управления
Авторы:
Аннотация:

Интеллектуальный капитал и его структура представляют собой новое направление в исследованиях в области экономики и менеджмента, которыми занимаются ученые разных стран мира. На данный момент существует проблема единства терминологической базы проводимых исследований, что усложняет взаимодействие между исследователями, снижает возможности использования имеющихся данных и замедляет процесс развития этой области знаний, что указывает на актуальность темы исследования. Цель иссле­дования – сравнение состава отношенческого и потребительского капитала, на основании которого уточняется структура интеллектуального капитала. Для исследования использована база научной электронной библиотеки elibrary.ru и электронная база Google Scholar. Рассмотрено содержание понятий «клиентский капитал» и «потребительский капитал» и выполнено их сравнение, на основании чего сделан вывод, что эти понятия тождественны. Обоснованно предложено использование термина «клиентский капитал» и отказ от использования термина «потребительский капитал». Рассмотрено содержание понятий «отношенческий капитал» и «клиентский капитал», на основе чего предложено использование термина «клиентский капитал» как составляющее отношенческого капитала. Выделены три части отношенческого капитала: клиентский, стейкхолдерский и общий, оказывающий влияние на всех субъектов, с которыми у компании возникает взаи­модействие. В состав клиентского капитала предлагается включить отношения с клиентами и их лояльность, заключенные с клиентами договоры, историю взаимодействия, каналы сбыта продукции или услуг компании, стратегию сбыта, сбытовую и сервисную по­литику. В состав стейкхолдерского капитала включаются отношения со стейкхолдерами и их лояльность, заключенные с поставщиками договоры и соглашения, история взаи­модействия, технологии по формированию отношений компании с общественностью, сотрудничество и партнерство. К общему отношенческому капиталу предлагается отнести бренд, имидж, деловую репутацию, рекламу, систему коммуникации с внешней средой и инвестиции в поддержание клиентского капитала. На основании выполненного анализа содержания представленных дефиниций уточнена структура интеллектуального ка­питала.