Исследование зарубежных рынков инновационных продуктов с использованием теории нечетких множеств и нейронных сетей

Экономико-математические методы и модели
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена проблеме вывода инновационного продукта на зарубежный рынок. В качестве инновационного продукта рассматриваются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) российского производства. ИДК являются незаменимым помощником для работников таможни и органов власти, обеспечивающих национальную безопасность. Они позволяют осуществлять проверку груженых автомобилей и контейнеров для выявления возможных контрабандных вложений, оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и т. п. Для исследования зарубежных рынков и прогнозирования данных о размещении ИДК используются адаптированный авторами метод нейронных сетей и метод нечетких множеств с проверкой ошибки прогнозирования методом ARIMA. Преимущество метода ARIMA, прежде всего, в том, что он позволяет описывать поведение различных типов временных рядов с разной структурой, включая циклы деловой активности. Также при его использовании не нужны данные о независимых переменных. Построение моделей и прогнозирование по ним осуществляются на основе информации, содержащейся во временной структуре самого исходного ряда. Анализируемый мировой рынок возможного использования ИДК представлен 243 странами, исследование проводилось по тринадцати параметрам, связанным с количественной оценкой потенциальных мест размещения ИДК в этих странах, и более двадцати экономическим параметрам стран. Сегментация стран на основе нечетких множеств осуществлялась с помощью алгоритма ANFIS, который генерирует выходные данные с одной переменной на основе метода нечёткого вывода. В результате формируются дифференциальные сегменты стран: высококонкурентный, низкоконкурентный и смешанный. Для каждого сегмента разрабатывается собственная маркетинговая политика, включающая модификацию продукта под конкретный рынок и разработку стратегии выхода на него. Для этого используется полученная расширенная таблица социокультурных индексов, дающих возможность развивать и адаптировать продукт под конкретные социокультурные особенности страны. В заключение рассматриваются проблемы оценки экономической эффективности вывода на рынок нового продукта для сформированных сегментов стран и анализа устойчивости полученных решений.