Правовые и институциональные проблемы утверждения практики муниципального стратегического планирования в России

Теоретические основы экономики и управления
Авторы:
Аннотация:

Субрегиональный уровень организации экономики и публичного управления занимает важное место в стратегировании развития российской экономики. Это находит свое отражение в реализации стратегического планирования как вертикали управленческих действий и плановых документов, согласованных между собой и построенных на единой методологической основе. Весомый вклад субрегионального звена в достижение хозяйственных и социальных приоритетов российской экономики возможен лишь при условии эффективного функционирования институтов местного самоуправления. Это обеспечивается системой предпосылок правового и институционального характера. К настоящему времени эти предпосылки не сформировались в той мере, в какой это необходимо для качественной разработки и реализации стратегий развития в муниципальном звене управления. Это делает переход к стратегическому планированию одним из наиболее важных целеустанавливающих ориентиров для определения и реализации дальнейших шагов в ходе муниципальной реформы в Российской Федерации. Отмечается, что важен не столько вектор отмеченных изменений, сколько процедура их проведения в жизнь. Последние годы ситуация явно эволюционирует в сторону оттеснения населения от решения ключевых вопросов функционирования и реорганизации местного самоуправления. Все, включая преобразования в институтах местного самоуправления, передается на откуп представительным органам муниципалитетов, а иногда решается и на уровне государственной власти субъектов РФ. При этом идея развития местного самоуправления, инициативы и ответственности населения не только не укрепляется, но все больше «уходит в тень». Проведенное исследование позволяет выделить два главных условия, позволяющих уйти от формализма в реализации муниципального стратегирования. Во-первых, законодательное утверждение практики, при которой такое стратегирование будет означать высшую и наиболее значимую форму непосредственного осуществления населением функций местного самоуправления. Во-вторых, законодательное закрепление и развернутое методологическое обеспечение гибких форм муниципального стратегирования, согласуемых как с действующими типами муниципалитетов, так и с многообразием социально-экономических условий развития территорий в различных субъектах РФ.