Экономическая оценка краудфандинга как метода привлечения инвестиций
Краудфандинг является относительно новым методом финансирования проектов при помощи Интернета. После удачных применений в области некоммерческих культурных и социальных проектов краудфандинг набирает свою силу и в сфере финансирования стартапов и локальных бизнесов. Таким образом, наряду с социальными и некоммерческими задачами краудфандинг обладает потенциалом стать альтернативной формой финансирования бизнес-проектов на ранней стадии. Сегодня в мире существует более 1250 краудфандинговых платформ. Почти половина (46%) всех существующих краудфандинговых платформ работают на территории Северной Америки. Краудфандинг в России еще только начинает развиваться и не так популярен, как в Америке и Европе. В настоящий момент в России работает около 20 краудфандинговых платформ. Наиболее популярными являются такие категории, как благотворительность, музыка, литература, технологии и общество. В отличие от традиционных методов инвестирования, краудфандинговые кампании собирают средства у широкой публики. Обычно наиболее успешные проекты получают около 25–40 % своего дохода от людей, с которыми автор каким-либо образом связан: семья, друзья, коллеги по работе, знакомые. Затем кампания получает поддержку от незнакомых людей. Привлекательность этой формы финансирования во многом зависит от того, как правильно организовано размещение проектов на краудфандинговых платформах и как проведена оценка экономического выигрыша. Решению этой проблемы и посвящено исследование. Рассмотрен краудфандинг как новый метод финансирования. Предложена методика оценки организации краудфандинга, включая обоснование бизнес-идеи (составление бизнес-плана), оценку рациональности использования краудфандинга (расчет цен различных источников финансирования), представление проекта на краудфандинговой платформе (алгоритм), оценку выгодности использования краудфандинга в сравнении с альтернативным источником финансирования (расчет экономии на затратах) и оценку риска при организации краудфандинговой кампании (оценка риска с финансовой стороны с использованием формулы математического ожидания). Важным моментом является определение цены краудфандинга, для чего рассчитывается размер финансовой цели. Финансовая цель – это сумма средств, которые необходимо собрать в течение установленного срока на краудфандинговой платформе.
Сcылка при цитировании: Некрасова Т.П., Шумейко Е.В. Экономическая оценка краудфандинга как метода привлечения инвестиций // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 5. С. 114–124. DOI: 10.18721/JE.10510