Воздействие государственно-частного партнерства на развитие коммуникативной среды инновационной экономики

Региональная и отраслевая экономика
Авторы:
Аннотация:

Рассматривается влияние государственно-частного партнерства на факторы экономического роста, связанные с коммуникациями, и возможности выполнения существующими центрами ГЧП функций коммуникационных центров. На основе последовательности взаимодействия обусловливающих друг друга факторов экономического роста построена модель развития системы государственно-частного партнерства в открытой коммуникативной экономике. Модель показывает возникновение оси «коммуникации – партнерство – инновации – развитие» на основе долгосрочных доверительных отношений в рамках ГЧП между субъектами государства и бизнеса, которые повышают взаимную зависимость, интенсивность обмена информацией и становятся, таким образом, коммуникационно-активными. В рамках оси «коммуникации – партнерство» рассмотрены особенности, связанные с обоюдной инициативой в проектах и черты сущностной стороны ГЧП. Проанализированы характеристики и задачи развития ГЧП в России на фоне особенностей партнерства государства и частного сектора в ряде мировых экономик. Выявлены факторы среднесрочного и долгосрочного характера, препятствующие повышению уровня привлечения средств отечественных и иностранных инвесторов – по отношению к государственным тратам и к ВВП. Отмечена важность международного аспекта развития ГЧП в России: исходя из имеющегося российского опыта, концессионные соглашения с участием иностранных инвесторов являются одним из ключевых инструментов привлечения зарубежных инвестиций. Сделан вывод, что в целях инновационного развития ориентацию на развитие ГЧП с включением внешних партнеров целесообразно сохранять. Предложен подход к исследованию вопросов координации развития ГЧП с долгосрочным приоритетом инновационного развития экономики через систему коммуникационных центров. Произведена оценка соответствия функций действующих сегодня центров ГЧП тому набору функций и характеристик, которые отнесены к концепции коммуникационных центров инновационной инфраструктуры. Предложен способ расчета интегрального экономического эффекта от вовлечения иностранных партнеров в совместную деятельность по созданию инновационного продукта в рамках ГЧП. Сделан вывод, что подобный эффект представляет собой один из частных показателей эффективности коммуникаций в инновационной деятельности, обусловленный международным аспектом сотрудничества в рамках государственно-частного партнерства.