Институциональные особенности коллаборации в организационных структурах инновационной экономики

Теоретические основы стратегического планирования
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена проблеме формирования институциональных структур инновационной экономики. В современных условиях ведущей формой взаимодействия экономических субъектов становятся сетевые трансакции, в основе их преимуществ лежат особенности коллаборации. Обобщены основные институциональные характеристики коллаборации как формы совместной деятельности для решения задач творческого инновационного характера. Обоснована необходимость особой институциональной среды как основного фактора успешности совместной работы в рамках коллаборации. Показано место в институциональной среде коллаборации нормы доверия, а также ряда принципов, среди которых важное место занимают принципы участия,  прозрачности, независимости и др. В качестве важнейших атрибутов механизма управления коллаборацией выделены самоуправляемость и проектный характер. Основные выгоды участников коллаборации связаны с маркетинговой привлекательностью нетрадиционного сотрудничества, уникальными компетентностями участников, более полной загрузкой производственных мощностей, дополнительными доходами от продажи прав интеллектуальной собственности на результаты труда коллаборации. В основе рисков коллаборативного процесса лежит вероятность оппортунистического поведения участников коллаборации. Доказано, что оппортунистическое поведение участников коллаборации может быть связано с подменой приоритетов в обязательствах по отношению к основному работодателю и коллаборации, а также описано при помощи модели безбилетника. Предложены критерии классификации сотрудничества в форме коллаборации, среди которых важное место принадлежит сфере хозяйственной деятельности, типам взаимодействующих сторон, степени институциализации участников, наличию государственной поддержки и др. В качестве перспективных направлений дальнейших исследований предложено изучение институциональных характеристик различных явлений, имеющих коллаборационную природу, а также проектирование коммуникационных моделей и финансово-экономических механизмов коллаборационных процессов.