Роль промышленной политики в условиях интенсивного развития конкурентных преимуществ территории

Формирование государственной промышленной политики
Авторы:
Аннотация:

Финансовый кризис 2014–2015 гг., который сопровождается неблагоприятной рыночной конъюнктурой, усилением внешнеполитических рисков, девальвацией национальной валюты, расширением продуктового эмбарго, снижением доступности заемного финансирования, оказывает заметное влияние на источники конкурентных преимуществ отечественной промышленности. В период кризиса внешние факторы конкурентоспособности, вызванные экстенсивным ростом промышленного производства, замещаются внутренними резервами, получаемыми за счет оптимизации хозяйственных процессов и повышения качества бизнес-систем. В этих условиях подготовка комплекса упреждающих антикризисных мер, адекватных возникающим угрозам и вероятным последствиям, приводит к естественному переосмыслению существующих научных парадигм и положений теории конкурентоспособности. В исследовании ставятся задачи развития методологии промышленной политики территории на основе исследования конкурентных позиций по видам экономической деятельности, определения профильных видов экономической деятельности и диагностики их конкурентных преимуществ. Проведение промышленной политики сопровождается поиском компромисса между социальной и экономической эффективностью мероприятий по повышению конкурентоспособности отраслей промышленности и территории. Актуальным вопросом при селективной промышленной политике является обоснование приоритетных (целевых) отраслей, которые в перспективе могут служить источником императивных стратегических преимуществ территории. Достаточно сложную методологическую задачу представляет собой оценка эффективности процесса управления конкурентными преимуществами, поскольку реализация управленческих воздействий сопровождается получением косвенных и сопряженных результатов, которые требуют дополнительного учета и оценки. Это относится, прежде всего, к проблеме формирования промышленной политики на основе структурной модернизации хозяйственного комплекса, которая предполагает качественное изменение промышленного профиля и влечет за собой подготовку факторов производства и инфраструктурного обеспечения. Такие решения зачастую приводят к непредвиденным социальным реакциям, спрогнозировать последствия которых не всегда представляется возможным в силу отсутствия полноценного теоретического обоснования и надежного методического инструментария. В исследовании использованы опыт и знания, полученные в ходе ранее предпринятой серии проектов, касающихся оценки эффективности экономики Республики Татарстан в 2005–2011 гг. С учетом рассмотренных подходов, а также выделенных взаимосвязей между структурной и конкурентной политикой предложено рассматривать промышленную политику как систему мероприятий, направленных на развитие конкурентных преимуществ профильных и приоритетных видов экономической деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности территории. Важнейшей задачей такой политики являются сохранение и стимулирование конкурентных механизмов там, где они способствуют более эффективной реализации намеченных мероприятий. В данном определении нашли свое отражение как системный и целевой, так и структурный и конкурентный характер государственной промышленной политики.