Исследование адаптивного институционального регулирования социально-экономического развития предприятий торговли

Экономика и менеджмент предприятия
Авторы:
Аннотация:

В связи с увеличивающимся темпом развития экономики и постоянно меняющимися условиями рыночной среды обеспечение эффективной деятельности торговых предприятий становится ключевым моментом их стратегии с необходимостью максимально быстрого приспособления к внешним условиям. В этом актуальность данного исследования, в связи с чем рассмотрены вопросы формирования адаптивного институционального регулирования предприятий торговли: обозначены объект и его структура, цели, инструменты и поэтапный алгоритм институционального регулирования; приведены описания эволюционного и революционного сценариев адаптивного регулирования. Приведен авторский взгляд на дефиницию «адаптивный механизм», представлены взгляды Л.А. Растригина и Я.З. Цыпкина на определение «адаптация», рассмотрены компоненты внешней и внутренней институциональной среды; обозначены виды целей, анализируется институциональный инструментарий относительно специфики поставленных перед предприятием целей, сформирован алгоритм оценки институционального состояния организации. Оценка институционального состояния предприятий включает описание используемого предприятиями нормативного массива в части экономических и социальных норм с учетом их соответствия эталону. В свою очередь, определение степени отклонения от эталона становится для организаций торговой отрасли стимулом для нормализации институционального состояния в сфере корпоративных финансов, налоговых обязательств, планирования, контроллинга и т. д. Результаты исследования могут применяться при корректировке стратегии предприятия в целях минимизации рисков и обеспечения более высокого уровня устойчивости. Вопросы нахождения оптимального числа институциональных инструментов регулирования торгового бизнеса увязаны с количеством целей развития хозяйствующих субъектов отрасли в рамках неравенства Тинбергена, показывающего соотношение целей и используемых для их достижения инструментов. В случае если экономическая практика хозяйствующих субъектов показывает неэффективность инструментов адаптации, это заставляет руководство предприятия осуществлять изменение нормопроцессов внутри конкретных институтов – регуляторов, вводя новые нормопроцессы или совершенствуя имеющиеся. Потребность в теоретико-методических разработках вопросов институциональной адаптации предприятий торговой отрасли постоянно возрастает и особенно усиливается их значимость в процедурах принятия оперативных и стратегических решений по развитию торгового бизнеса.