Стратегические факторы развития социальных предприятий в условиях оптимизации государственного сектора
Исследуются возможности социального предпринимательства как оригинальной формы организации бизнеса с элементами некоммерческой деятельности. Показано, что в условиях сокращения государственных расходов и роста процессов коммерциализации социального сектора в экономике происходит усиление роли социальных предприятий как возможных субститутов государства. Исследованы кейсы, свидетельствующие о наиболее эффективных примерах подобного замещения. Определены основные стратегические основы социальных предприятий, являющиеся залогом их успешной деятельности в условиях конкуренции со стороны частных компаний. Показано, что в условиях политики социального аутсорсинга, предполагающего постепенный перевод учреждений социальной сферы в частный сектор, выявлены случаи безответственного поведения со стороны частного бизнеса по отношению к управляемым объектам, выражающиеся в резком снижении ставок заработной платы работающего персонала и экономии на качестве обслуживания. С учетом того что в настоящее время в России наблюдается усиление процессов коммерциализации во всех областях социальной сферы, обосновано: подобное направление социальной политики представляет реальную опасность для данного сектора в условиях отсутствия сформировавшихся в обществе опорных институтов, способных принять на себя ответственность за управление подобными объектами. Примеры социального предпринимательства, предполагающие не только создание нового типа предприятий, но и ознаменовавшие формирование новой парадигмы управления, предполагающей более активное участие предпринимателей в решении социальных вопросов, нежели участие обычных фирм под эгидой социальной ответственности, показывают, что данные образования вполне способны выступить в качестве подобных институтов, однако для их успешного функционирования необходимо принять комплекс мер, обеспечивающих их устойчивое развитие.