Инструменты рейтингования в системе стратегического контроллинга

Стратегическое планирование развития предприятий
Авторы:
Аннотация:

Разработаны модель внутреннего рейтингования и примеры составляющих ее инструментов для контроля и анализа степени достижения целей в стратегическом контроллинге в тех случаях, когда значения подконтрольных показателей, описывающих цели, выражены в качественной форме или в виде интервалов значений. Показано, что такой способ постановки целей стал чаще применяться в стратегическом контроллинге, так как для достижения успеха в бизнесе растет значение нематериальных активов и интеллектуального капитала, а в условиях быстро изменяющегося окружения значение стратегических целей можно задать только интервалом. Разработка модели является актуальной, так как традиционные способы план-факт-анализа при таком способе постановки целей не эффективны и решение задачи измерения и оценки отклонений требует принципиально нового подхода. Представлено определение внутреннего рейтинга в стратегическом контроллинге как инструмента комплексной оценки, как степени фактического достижения стратегической цели промышленного предприятия, так и способности руководителей предприятия обеспечить достижение этой цели в будущем. Рейтинг является внутренним, так как оценивается не внешним агентом, а непосредственно менеджерами самой компании в рамках системы стратегического контроллинга. Разработаны методики и примеры построения главного инструмента модели – рейтинговой шкалы – для разных случаев задания целевых значений подконтрольных показателей. Представлен алгоритм функционирования модели, состоящий из нескольких этапов. На первом этапе определяются целевые значения подконтрольных показателей и строится рейтинговая шкала для комплексной оценки отклонений. На втором этапе осуществляется периодический процесс «отслеживания» значений показателей, включающий определение отклонений потенциальных значений подконтрольных показателей от целевых значений, их причин и виновников, и присвоение выявленным отклонениям внутреннего рейтинга. На третьем этапе рейтинги передаются в систему принятия решений стратегического контроллинга, в которой на основании информации, зашифрованной в рейтингах, производится разработка мер по уменьшению последствий отклонений. Разработаны примеры таких инструментов модели, как целевые интервалы и способы кодировки причин и виновников отклонений. Достоинствами модели является четкая идентификация отклонений показателей от их целевых значений и оценка степени материальности этих отклонений в том случае, если целевые значения показателей выражены интервалами или субъективными критериями. Внутренние рейтинги, в отличие от других существующих инструментов, позволяют создать глубокую градацию отклонений, достаточную для эффективного управления. Благодаря заложенным в рейтинговую шкалу порогам материальности, исключается реакция на незначительные угрозы и отклонения, тем самым экономятся ресурсы компании. Представленная модель и входящие в нее инструменты могут быть использованы в качестве базы для создания системы мотивации для руководителей, а также для создания дополнительных инструментов контроля и анализа, например системы бенчмаркинга показателей компании с показателями конкурентов.