Стратегии и инновационные решения для обеспечения устойчивого роста и повышения конкурентоспособности организаций в контексте цифровой трансформации

Цифровая экономика: теория и практика
Авторы:
Аннотация:

В условиях цифровой трансформации мировой экономики необходимо переосмысление традиционных методов стратегического управления для обеспечения устойчивого роста и повышения конкурентоспособности компаний. Данная статья анализирует современные стратегии и инновационные решения, направленные на адаптацию бизнеса к цифровой эпохе. Целью исследования являются анализ применимости подходов стратегического управления в условиях цифровой трансформации и разработка концептуальной модели управления организацией. Для анализа теоретических и методических аспектов стратегического управления организацией в условиях цифровизации использовались методы анализа данных из открытых источников, методы научного поиска, включая анализ и синтез, а также методы дедукции и обобщения. В статье рассмотрены общепринятые концепции стратегического менеджмента в контексте вызовов цифровой экономики. Уточнены современные тренды развития моделей стратегического управления, а также выявлены инструменты, требующие пересмотра и совершенствования в условиях цифровых преобразований, сформулированы ключевые принципы и характеристики стратегического управления организацией в контексте цифровой трансформации, предложена концептуальная модель стратегического управления на основе предложенных принципов, проведена детализация предложенной модели до инструментов стратегического менеджмента, содержащая инновационные подходы в процессах стратегического управления организацией. Ключевыми аспектами новой концептуальной модели менеджмента являются структуризация инструментария цифрового стратегирования, интеграция когнитивного и сценарного управления, обоснование цифрового цикла обратной связи, адаптивный подход к формированию стратегии, интеграция внешних и внутренних ресурсов организации, максимизация индекса человекоцентричности как целевой функции развития организации. Процесс стратегического управления в предложенной модели развивается по спиралевидной динамике, последовательно проходя четыре этапа: определение стратегии и сценариев развития, трансформацию стратегии в цели, реализацию стратегии, оценку и обратную связь, – и имеет трехконтурную структуру, позволяющую гибко «переключать» сценарии развития на основе оценки обратной связи в реальном времени. Перспективным направлением исследования являются разработка методологического подхода к формированию модели стратегического управления организацией в контексте цифровой трансформации и формирование методологического инструментария для предложенной модели.