Анализ распространения цифровых инструментов в деятельности российских предприятий
Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом предприятий в области цифровизации и применения цифровых технологий и инструментов в бизнес-процессах. Предприятия все чаще сталкиваются с необходимостью использования таких цифровых технологий, как искусственный интеллект, облачные сервисы, технологии анализа больших данных и пр. Эффективность применения данных технологий напрямую воздействует на качество и скорость бизнес-процессов, что непосредственно влияет на конкурентоспособность. Основная цель работы – проведение анализа распространения цифровых инструментов в деятельности предприятий в Российской Федерации. Научная новизна исследования заключается в проведенной оценке использования цифровых инструментов и технологий предприятиями в Российской Федерации за 2019–2023 годы. Авторами проведен количественный анализ статистики по использованию цифровых технологий, объемам затрат на их внедрение. Впоследствии выявлена динамика внедрения и применения цифровых технологий и инструментов в промышленности. Теоретической и методологической основой исследования выступили материалы исследований по цифровизации бизнес-процессов, по повышению цифровых компетенций сотрудников предприятий, а также по оценке влияния цифровых технологий на деятельность предприятий. В качестве методов исследования использованы количественный анализ данных, экспертный и сравнительный анализы. Информационной базой послужили статистические данные по применению цифровых технологий предприятиями, а также исследования, касающиеся трендов и методов управления в контексте цифровой трансформации. Результатом работы стало формирование оценки о текущем состоянии распространения цифровых технологий в деятельности предприятий в Российской Федерации. Результаты могут быть использованы для разработки стратегий цифровой трансформации и улучшения управления предприятиями в условиях цифровой экономики. Полученные данные также позволяют бизнесу и государственным органам отслеживать процесс цифровизации и корректировать планы по цифровому развитию. Главный вывод исследования – предприятия в Российской Федерации с помощью цифровых технологий обеспечивают в основном базовые потребности, при этом существует потенциал для развития более сложных решений. В будущем направления исследований могут быть сфокусированы на углубленном анализе барьеров, связанных с цифровыми навыками сотрудников, а также на разработке гибридных моделей цифровой зрелости, подходящих под российские реалии.