Методы ценообразования на продукцию промышленных предприятий

Экономика и менеджмент предприятий и комплексов
Авторы:
Аннотация:

Цена является одним из ключевых факторов, определяющих спрос на промышленную продукцию. От её величины зависит выручка предприятия и его способность поддерживать и расширять производство. Целью настоящего исследования является проведение анализа международного опыта существующих методов и подходов к формированию цены на продукцию двойного назначения на примере передовых стран. Объектом исследования стали методы ценообразования, применяемые разными государствами. В работе рассмотрены различные методы ценообразования, особенности, порядок и условия их применения в практической деятельности. Показано, что большинство приведенных в настоящей работе стран применяют достаточно гибкую политику ценообразования. Регулирующая роль государства в ряде стран по-прежнему весьма значительна. Данное обстоятельство накладывает дополнительные ограничения на процесс формирования цены для предприятий, изготавливающих продукцию двойного назначения. Более того, в каждом отдельном государстве действуют свои основные правила регулирования цен, которые влияют на ценообразование. Считается, что эти нормы связаны с антимонопольным законодательством. Как правило, принятые специальные законы регулирования цен и предоставления сведений о ценах реализуются с целью обеспечения конкуренции на рынке. Процесс рассмотрения политики ценообразования западных (европейских) стран свидетельствует о том, что предприятия в своей деятельности используют методы, которые практически в равной степени учитывают интересы как заказчика, так и исполнителя. Результат настоящего исследования позволяет сделать вывод, что большинство стран не ограничены использованием затратных методов, напротив, в каждом конкретном случае рассматриваются все методы формирования цены и выбирается наиболее подходящий и учитывающий интересы как заказчика, так и исполнителя. Отмечено, что при формировании цены на европейских предприятиях оптимальным будет одновременное применение нескольких методов ценообразования. В разрезе предприятий российской промышленности рекомендуется рассмотреть возможность применения метода сопоставимых неконтролируемых цен, позволяющего перераспределить налоговую нагрузку для промышленных объединений.