Развитие инновационного партнерства: от совместной работы к совместным инновациям

Управление инновациями
Авторы:
Аннотация:

Инновационная деятельность в современных условиях жесткой конкурентной борьбы, цифровой трансформации и стремительного о развития технологий невозможна в рамках одной конкретной фирмы, надо говорить о сотрудничестве: необходима помощь специалистов консультантов, аналитиков, производственников, маркетологов. Для крупных корпораций, обладающих ресурсами и связями осуществление инноваций становится обременительно, заниматься одновременно и производством и исследованиями очень сложно; возникает необходимость привлечения для организации инновационного процесса малых инновационных предприятий, стартапов, не имеющих финансовых ресурсов, но обладающих «идеями», гибкостью, маневренностью. Сотрудничество различных организаций в инновационной деятельности осуществляется в различных формах, наиболее известны: Co-working (совместные рабочие пространства), Co-Location (размещение оборудования в территориальном деловом центре), Co-creation (совместное творчество), Collaboration (сотрудничество), Co-innovation (совместные инновации); необходим их сравнительный анализ. Сотрудничество в инновационной деятельности возможно в виде инновационного партнерства (пока мало изученного). Целью данного исследования является анализ различных форм инновационного сотрудничества, их дифференциация, определение содержания понятия «инновационное партнерство» и его принципов. В процессе исследования использовались положения теории инновационной экономики, управления, предприятием, научные основы структурных трансформаций, изложенные в трудах российских и зарубежных ученых. В статье представлены новые научные результаты. Обоснована необходимость сотрудничества в инновационной деятельности, определена возможность использования понятия «инновационное партнерство», дифференцированы формы сотрудничества/партнёрства в инновационной деятельности (Co-working, Co-Location, Co-creation, Collaboration, Co-innovation), названных эссенциальными(сущностными) и определены их достоинства, недостатки, особенности использования; сделан вывод об эволюционном развитии форм совместной работы. Предложено авторское определение понятия «инновационное партнерство» (совокупность отношений между различными участниками (партнерами), организация совместной инновационной деятельности и трудом и капиталом, закрепленная и незакрепленная юридически, предполагающая достижение поставленной цели (разработка инновационного продукта) и с соблюдением интересов каждого из партнеров. Определены принципы инновационного партнерства: открытость (прозрачность) деятельности, равноправие и взаимоуважение участников, ориентация на конечный, общий стратегический результат (инновационный продукт), согласование всех действий партнеров, соблюдение правил командной работы (формирование инновационной команды, распределение и согласование исполнения функций), соблюдение баланса экономических интересов всех участников. Направления дальнейших исследований предполагают разработку инструментов оценки эффективно каждой их эссенциальных форм инновационного партнерства.