Классификация и систематизация подходов к определению технологического предпринимательства

Предпринимательство
Авторы:
Аннотация:

Технологическое предпринимательство (технопренерство) – источник экономического развития, требующий теоретического осмысления для формирования единства понимания. На основе анализа литературы показано историческое развитие и классифицированы сложившиеся функциональные подходы к его дефиниции: организационный, инвестиционно-проектный, инновационный, цифровой, технократический. Все подходы являются развитием «новаторской» концепции Й. Шумпетера, которому можно даже приписать первое определение технологического предпринимательства, хотя он такого термина и не использовал. Следуя шумпетерианской логике, организационный подход – то, что можно назвать функцией предпринимателя по комбинации вещей и сил, в том числе в виде коллективной работы, добавление инвестиционной составляющей – некое современное восприятие кредита на создание новшеств, инновационный аспект – совмещение функций предпринимателя и изобретателя, технократизм – акцент на неопробованных технологических возможностях, цифровизация – новое прочтение реформирования и революционизации модели производства. Высказано предположение о появлении других подходов: институционального (одинаковая основа институтов и технологий), культурного (внедрение технологий обеспечивает культурный сдвиг) и биологического (природная зависимость предпринимательских качеств). В рамках технократического подхода выделяется три вида предпринимательства: техностремительное – продажа собственных технологий, технобежное – продажа продукции, выпущенной с использованием собственной технологии, и смешанное (техномикс) – продажа как технологии, так и продукции. Систематизация подходов позволила построить схему и выделить элементы технологического предпринимательства, обозначенные как «6И»: идея, изобретение или имитация, интеракция, инвестиции, информатизация, инкомиция (income-generation). Механизм его функционирования состоит из двух этапов. Предпринимательская идея (проект) заключается в превращении новой или заимствованной технологии в продукт, а потом в ценность посредством продажи (получения прибыли, «income-generation») самой технологии или товара, услуги, в которых она воплощена. Это происходит в ходе командной работы, включая участие будущего потребителя, инвестиций и цифровизации на обоих этапах. Разная степень сочетания этих шести элементов формирует уникальность каждого бизнеса и создаваемой им ценности. Таким образом, техностремительное, технобежное и смешанное предпринимательство различаются по характеру вовлечения в получение прибыли (income-generation). Схема подтверждает жизнеспособность всех дефиниций, участвующих в классификации и затрагивающих один или несколько элементов технологического предпринимательства. Схема и классификация будут полезны для выбора авторами своей точки зрения по данной теме.