Человеко-ориентированная экономика: целевые установки и их противоречия
Акцентирование внимания на человеке через удовлетворение его потребностей всегда было в фокусе изысканий представителей экономической теории. Многочисленные исследования подтверждают определяющую роль человека в экономике, что актуализируется вопрос рассмотрения и идентификации человеко-ориентированной экономики. Цель исследования – формирование целостного представления о целевых установках экономики, ориентированной на человека, исходя из ее непосредственной сущности – удовлетворение объективно необходимых потребностей человека. Исследование основано на применении метода «Порядок следования целей» категориально-системной методологии. Результаты исследования. Во-первых, человеко-ориентированная экономика представлена с помощью трех компонентов категориального метода: система (экономика, ориентированная на человека), элементы системы (природная сфера, материальная сфера, сфера услуг, социальная сфера, инфосфера, цифровая сфера, креатосфера, когнитивная сфера), ее свойство (человеко-центричный принцип). Во-вторых, раскрыты целевые установки данной экономической системы, исходя из ее иерархических уровней: цель, подцель, сверхцель. В третьих, структурированы противоречия, которые имеют место между компонентами экономики, обозначенными с помощью метода «Порядок следования целей» (цель, подцель, сверхцель), а также в результате их взаимодействия с внешней средой: внутренние противоречия (противоречия между подцелями человеко-ориентированной экономики; противоречия между принципом объединения сфер экономики, ориентированной на человека, и подцелями отдельных ее сфер; противоречия между подцелями и целью человеко-ориентированной экономики; противоречия между человеко-центричной экономикой и принципом объединения сфер экономики как частей в целое), внешние противоречия (противоречия между принципом объединения сфер человеко-ориентированной экономики и внешней средой; противоречия между подцелями человеко-ориентированной экономики и внешней средой; противоречия между человеко-центричной экономикой и внешней средой). В-четвертых, определены направления разрешений выявленных противоречий, их последствия. В-пятых, дополнены противоречия, возникающие между подсистемами человеко-ориентированной экономики: горизонтальные (однородные и разнородные противоречия в рамках одной сферы) и вертикальные противоречия (конфликты, возникающие в рамках нескольких сфер рассматриваемой экономики). Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке механизмов управления формированием и развитием человеко-ориентированной экономики.