Траектории экспортных стратегий предприятий российского транспортного машиностроения

Региональная и отраслевая экономика
Авторы:
Аннотация:

 В современной экономической литературе на теоретическом уровне рассматривается целый спектр подходов к классификации стратегий предприятия. Однако, экспортная стратегия, как самостоятельная форма стратегий, не рассматривается вообще, либо ей не уделяется достаточного внимания. Цель статьи – выявить траектории экспортных стратегий предприятий отрасли транспортного машиностроения, а именно гражданского авиастроения, предприятий по производству легковых, грузовых автомобилей и специальной техники на основании статистики Федеральной таможенной службы, ежегодных отчетов предприятий и рейтингов российских аналитических агентств. Задачами исследования являются, во-первых, разработка методики оценки экспорта отрасли в системе координат «подотрасль-торгуемая страна» и методики оценки экспортной стратегии предприятия в системе координат «отрасль-торгуемая страна». Во-вторых, анализ экспортной стратегии отрасли транспортного машиностроения и входящих в нее предприятий, как результат их товарно-рыночной, ресурсно-рыночной, технологической, интеграционной и финансово-инвестиционной стратегий. В-третьих, оценка экспорта авиастроения и экспортных стратегий авиационных корпораций России на примере субпозиций "880240", "880211", "880212"; оценка экспорта автомобилестроения и экспортных стратегий корпораций по производству легковых автомобилей на примере субпозиций "870321", "870322", "870323"; оценка экспорта автомобилестроения и экспортных стратегий корпораций по производству грузовых автомобилей и специальной техники на примере субпозиций "870410", "870421", "870422", "870423", "870431", "870432", "870490", "870510", "870520", "870530", "870540", "870590". В результате исследования выявлены особенности экспортных стратегии отраслей транспортного машиностроения и экспортных стратегий, входящих в них предприятий, таких как "Объедененная авиастроительная корпорация", "Камаз", "Группа ГАЗ", "Автоваз". Показаны их траектории в системе координат «товарная позиция – страна». Выявлено, что товарно-рыночная компонента экспортной стратегии предприятий авиастроения и вертолетостроения заключается в расширении присутствия на мировом рынке с диверсифицированным продуктовым рядом и полным спектром сервисных услуг по обслуживанию авиатехники. Товарно-рыночная и ресурсно-рыночная компоненты экспортной стратегии предприятий по производству грузовых и легковых автомобилей заключается в продаже не только готового продукта, а всего его жизненного цикла, что требует не только разработки, испытаний и сертификации экспортных моделей, но и создания системы продаж, сервисного обслуживания, формирования запасов запасных частей в странах мировой экономики, а в странах с высокой степенью протекционизма – создания местных производств.