Проблемы повышения конкурентоспособности организации в условиях преодоления цифрового неравенства
Цифровое неравенство влияет на все сферы жизни общества, в том числе на экономическую систему. Цель данной статьи — факторный анализ проблем преодоления цифрового неравенства в современных организациях для повышения конкурентоспособности и управления брендом. Процессы цифровизации экономики и образования в России интенсифицируются, возрастают требования к цифровым компетенциям общества. Образовательная деятельность сегодня осуществляется через различные цифровые платформы чаще, чем в аудиторном очном формате, особенно в условиях пандемии. Сегодня существует ряд сдерживающих факторов развития информационно-коммуникационных технологий в образовании: недостаточная подготовленность вузов и их обучающих электронных платформ, несовершенство законодательной базы, дорогие услуги интернет-провайдеров, цифровое неравенство. В статье проведен обзор ключевых факторов конкурентоспособности при формировании стратегии брендирования образовательных услуг в условиях цифрового неравенства. Новые вызовы влияют на изменение критериев оценки конкурентоспособности, отражающих аспекты деятельности организаций, в том числе оказывающих образовательные услуги. Компьютеризация бизнес-системы предъявляет новые требования к цифровым компетенциям сотрудников и выпускников вузов, но есть ли ресурсный потенциал для их реализации? Университет решает не только задачу подготовки цифровых кадров для экономики, но и параллельно совершенствует внутренние цифровые компетенции. Результаты исследования: 1) проведен факторный анализ показателей конкурентоспособности организации на примере Национального исследовательского Томского государственного университета (ТГУ); 2) выявлены факторы, влияющие на формирование бренда вуза и его конкурентоспособность в условиях цифрового неравенства; 3) систематизированы критерии повышения эффективности бренда образовательной организации и критерии повышения конкурентоспособности организации в цифровом мире. В работе представлен обзор факторов конкурентоспособности, которые могут стать основой при разработке методики определения конкурентоспособности услуг образовательной организации. Формирование стратегии брендирования образовательной организации должно учитывать проблемы цифрового неравенства в условиях трансформации труда при всеобщей компьютеризации общественной системы.