Оптимизация использования ресурсов при максимизации компетенций выпускника: система математических моделей

Экономико-математические методы и модели
Авторы:
Аннотация:

Одной из целей деятельности университета является достижение максимальных значений компетенций выпускаемого специалиста, что обеспечивает его успех в трудовой деятельности, повышает конкурентоспособность университета, способствует притоку более подготовленных абитуриентов. В конечном счете, такой показатель характеризует максимум результативности вуза по воздействию на национальную экономику. Задача оптимального построения учебного процесса — это задача оптимального управления ресурсами вуза и учащегося (ресурсы вуза: трудовые, временные, финансовые, вычислительные, территориальные, информационными и др.; ресурсы учащегося: трудовые, финансовые, временные и др.) — поиск варианта, обеспечивающего максимум показателя, оценивающего результат. Авторы считают, что в качестве оценки результата обучения выпускника можно принять его компетенции. Тогда задача исследования формулируется как достижение максимума компетенций в условиях ограничения имеющихся ресурсов. Компетенции выпускника являются следствием уровня изучения учебных дисциплин, который, в свою очередь, зависит от вложенных ресурсов. В такой постановке задачи мы не затрагиваем вопрос индивидуальных способностей и ориентируемся на максимум результата для каждого обучаемого в рамках его способностей. Такой подход ориентирован не на конкретного обучаемого, а на создание предпочтительных условий учебного процесса, проходя через которые обучаемые будут достигать максимума овладения системой компетенций. Постановка задачи оптимального распределения ресурсов допускает несколько вариантов: статическая модель (один интервал времени); система иерархических моделей (рассмотрение компетенций по уровням детализации); учет продолжительности влияния ресурсов (разделение ресурсов на капитальные и единовременные); динамическая модель (охват всего периода обучения); оптимизация структуры учебного плана (оптимизация временного ресурса); взаимосвязь компетенций персонала и результативности предприятия. В статье представлена система математических моделей оптимизации распределения ресурсов вуза при организации образовательного процесса. Проанализирована взаимосвязь компетенций персонала и результативности предприятия. Рассмотрены вопросы взаимодействия университетов и реального сектора экономики через формирование компетенций выпускника вуза.