Методика оптимизации набора инструментов для повышения эффективности бизнес-системы

Экономико-математические методы и модели
Авторы:
Аннотация:

В условиях высокой конкуренции подходы в формировании бизнес-систем становятся важнейшим фактором повышения конкурентоспособности предприятия. Инструменты (методы и методики), которые лежат в основе повышения эффективности этих систем, позволяют без существенных инвестиционных затрат повысить качество продукции или услуг, сократить издержки, улучшить дисциплину поставки. При этом в различных компаниях данные инструменты внедряются по-разному, в различной очередности и в различных комбинациях, что в ряде случаев это может привести к низкой результативности. Это связано с отсутствием формализованной методики оптимизации набора инструментов для повышения эффективности бизнес-системы, который позволит обеспечить максимальный эффект в условиях ограничений на трудовые и временные ресурсы. По этой причине разработка методики оптимизации набора инструментов для повышения эффективности бизнес-системы на основе максимизации эффекта от трансформационного проекта для конкретного предприятия представляется актуальной научной задачей. В качестве объекта исследования выступает бизнес-система предприятия, входящего в мультиотраслевую кластерную структуру. Целью исследования является разработка методики оптимизации набора инструментов для повышения эффективности функционирования бизнес-системы. Для решения данной задачи авторами предлагается использовать методы математической оптимизации. Для формирования целевой функции оптимизационной модели авторами было проведено исследование эффективности инструментов бизнес-системы на основе регрессионного анализа результатов 170 проектов, реализованных различными предприятиями мультиотраслевого холдинга. Для формирования ограничений была оценена статистика по длительности формирования инструментов. Для решения задачи оптимизации с ограничениями использовался метод COBYLA. Разработанная методика позволяет повысить эффективность реализации трансформационных проектов в различных компаниях (например, в части снижения себестоимости продукции) на 7‒10% за счет оптимального подбора инструментов повышения эффективности бизнес-системы.