Классификация университетов: критерии, признаки, модели

Управление инновациями
Авторы:
Аннотация:

Предмет исследования – университет. Цель – анализ существующих наиболее распространенных классификаций университета и разработка модели его генетической типологии. Метод – категориально-системного подхода с использованием категориального метода «Ряд информационных критериев» (РИК). Рассматриваются проблемы классификации университетов, обусловленные несовершенством методологии. Дан краткий обзор наиболее распространенных классификаций университета, встречающихся в работах российских и зарубежных исследователей, детально изучены наиболее представительные из них. Критически проанализированы основания, применяемые исследователями для классификации университетов. Изучены классификационные критерии, используемые при систематизации университетов. Показано, что ни одна из существующих классификаций является корректной и обоснованной, так как не отражает не отражает природу университета, его целевую функцию, универсальный элементный состав, структуру, качественные характеристики и закономерности развития. Обосновано применение категориально-системного подхода в качестве методологии систематизации видового разнообразия университетов. Предложено применение категориально-системного подхода с использованием категориального метода «Ряд информационных критериев» в качестве методологии систематизации видового разнообразия университетов, на базе которого разработана генетическая типология университетов. Рассмотрен ряд информационных критериев, отражающих базовые процессы, носителями которых являются структурные подразделения (компоненты) университета, такие как производство, обеспечение, обслуживание, потребление, исследование, экспорт, самообучение. Разработана модель генетической типологии университета, в основе которой лежит теория выделения двухкомонентного системообразующего ядра в рамках категориально-системного подхода с использованием категориального метода «Ряд информационных критериев». Данная модель характеризует последовательное развитие университета, то есть увеличение его системной и организационной сложности путем обретения им новой качественной характеристики. Сделан вывод, что по мере формирования новых, более сложных характеристик системного объекта, такого как университет, его системная и организационная сложность возрастает. Полученная модель генетической топологии университета служит базой для разработки понятийного, структурного, функционального, целевого и эволюционного аспектов исследуемой предметной области, а также способствуют развитию научной теории университета.