Доступ на рынок ИКТ%услуг: сравнительный анализ факторов для формирования переговорных позиций Республики Беларусь в рамках ВТО

Региональная и отраслевая экономика
Авторы:
Аннотация:

Интенсивный рост рынка ИКТ-услуг, высокий потенциал развития ИКТ-отрасли, ее значимость для конкурентоспособности и инновационного развития национальной экономики являются важными причинами для согласования максимально выгодных условий по доступу на рынок ИКТ-услуг. Цель исследования – определить факторы для обоснования переговорной позиции Республики Беларусь по доступу на рынок ИКТ-услуг в рамках ГАТС/ВТО. Изучены краткие секторальные отчеты ОЭСР об индексах ограничения торговли услугами (STRI), перечни специфических обязательств ЕС, Канады, США и Украины, которые входят в состав Рабочей группы по присоединению Республики Беларусь к ВТО, и с которыми идут переговоры по доступу на рынок услуг. Сравнительный анализ проведен в отношении трех секторов ИКТ-рынка: компьютерного, телекоммуникационного, аудиовизуального. Доступ на рынок компьютерных услуг наиболее открыт. Основные меры – ограничения доступа на рынок для физических лиц. Максимально открывают рынок Канада, США, Украина, ограничивая присутствие физических лиц горизонтальными обязательствами. В 8 странах ЕС установлены дополнительные требования к отдельным специальностям. Доступ на рынок телекоммуникационных услуг ограничен, в основном, барьерами для конкуренции. Канада, США, ЕС жестко регулируют доступ на рынок базовых услуг через ограничения иностранного капитала. Рынок Украины открыт максимально. Доступ на рынок расширенных услуг полностью открыт в Канаде, США и на Украине. ЕС принимает единые обязательства независимо от вида услуг. Доступ на рынок аудиовизуальных услуг наиболее закрыт. Основные меры – препятствия вхождению на рынок. ЕС, Канада, Украина не берут на себя обязательств по открытию рынка. США жестко регулируют доступ на рынок услуг по трансляции радио- и телевизионных передач. Позиция Республики Беларусь в двусторонних переговорах по доступу на рынок ИКТ-услуг должна основываться на секторальных (принятие во внимание наиболее распространенных в зарубежных странах мер торговой политики) и страновых рекомендациях (учет принципов регулирования подсекторов ИКТ-рынка в конкретной стране). Необходимо также учитывать национальную практику регулирования и перспективы развития ИКТ-рынка, иметь представления о возможных положительных и негативных результатах его открытия.