Особенности формирования экологической составляющей потребительских предпочтений в цифровой среде

Цифровая экономика: теория и практика
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена проблеме влияния цифровых технологий на изменение потребительских предпочтений. В качестве ведущего фактора, задающего направление развития цифровой среды, рассматривается задача достижения устойчивого развития экономики в контексте ресурсосберегающих технологий. Ведущая роль спроса в рыночных условиях, обусловливающая важность потребительских решений в определении структуры производства и потребления, и необходимость разумного компромисса между сохранением уровня потребления и природоохранной деятельностью привели к целесообразности выделения в составе потребительских предпочтений экологической составляющей. Направления дальнейших исследований связаны с уточнением институционально-технологических характеристик различных механизмов формирования экологической составляющей потребительских предпочтений в цифровой среде. На основе систематизации практики применения цифровых технологий для решения экологических задач выявлены уровни влияния цифровой среды на принятие потребительских решений. Показано, что первый уровень влияния создает собственно цифровую среду и институционально-технологические предпосылки ее использования. Второй уровень влияния предполагает вовлечение потребителя в использование возможностей цифровой среды. В качестве важнейших механизмов второго уровня обоснованы воздействия на потребителя при помощи цифровизации отдельных производственных функций, а также в целом различных видов деятельности, непосредственно направленных на удовлетворение потребностей человека, имеющих экологическую составляющую. Особенности формирования экологической составляющей потребительских предпочтений в рамках отдельной функции, выделившейся в самостоятельный вид экономической деятельности, рассмотрены на примере маркетинга. Обоснована конвергенция экологического и цифрового видов маркетинга. Обобщены направления экологического маркетинга и задачи, оптимизируемые посредством цифровых технологий. Выявлен потенциал экосистемных услуг для формирования экологической составляющей потребительских предпочтений. Обобщены особенности экологического туризма как примера экосистемных услуг cоциально-культурного типа. Выделены направления цифровизации экологического туризма. Показана взаимосвязь между экологической составляющей потребительских предпочтений и внешними эффектами потребления. Предложена интерпретация интернализации внешних эффектов потребления посредством рутинизации экологического потребительского выбора. В качестве основных путей достижения такой рутинизации в цифровой среде определены экологическое законодательство и цифровой экологических маркетинг.