Анализ понятия и сущности интеллектуального капитала в экономике

Теоретические основы экономики и управления
Авторы:
Аннотация:

Исследуется развитие научной мысли в отношении интеллектуального капитала с точки зрения определения его понятия. Рассматриваемый период включает источники с 1969 г. до текущего времени. Для анализа используются российские и иностранные исследования. Выявлено, что наибольший интерес к исследованию российскими учеными понятия «интеллектуальный капитал» пришелся на период 2000–2004 гг. В период своего зарождения это понятие в большей мере связывалось со знаниями, навыками, опытом и способностями персонала организации, однако в середине 90-х гг. XX в. в англоязычных источниках и примерно на десять лет позднее в российских произошло отделение человека как носителя знаний, опыта и навыков от непосредственно интеллектуального капитала и расширение этого понятия включением в его состав имиджа, деловой репутации, связей с поставщиками и клиентами, а также патентов, технологий и товарных знаков. Выявлено, что упоминание о структуре интеллектуального капитала появляется в 1996–1997 гг., в том числе о так называемом человеческом капитале, основанном на рассматриваемых ранее знаниях, опыте, компетенциях и навыках. В последующем развитие понятия связано с разделением его на другие виды капитала – структурный, человеческий, потребительский, подлежащие самостоятельному изучению. Несмотря на то, что виды капитала, из которых состоит понятие, прочно вошли в область его исследования, многие ученые пытаются уйти от их использования при формулировке понятия «интеллектуальный капитал». Показано, что интеллектуальный капитал рассматривается с разных позиций: с точки зрения входящего в него имущества, системы отношений, входящих в него капиталов, людей, способностей людей и результатов этих способностей, с бухгалтерской и правовой точек зрения. Около четверти исследуемых определений указывает на то, что интеллектуальный капитал способен принести богатство, преимущества, прибавочную стоимость, повысить стоимость, доход, прибыль, увеличить инновационный потенциал и экономическую эффективность.