Совершенствование методического подхода к оценке конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой экономики

Цифровая экономика: теория и практика
Авторы:
Аннотация:

При переходе к цифровой экономике актуализируется роль количественной оценки конкурентоспособности предприятия. С развитием экономических процессов, вовлечением нашей страны в мирохозяйственные связи, резким ускорением научно-технического прогресса конкурентоспособность предприятия признается многомерным понятием и требует измерения. В этой связи целью исследования стало совершенствование методического подхода к оценке конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой экономики. Для реализации поставленной цели исследован феномен конкурентоспособности, а также выполнен сравнительный анализ подходов. В эмпирической части исследования проверен один из методических подходов, выбранных в ходе сравнения, и представлено критическое понимание возможности получения адекватных результатов с учетом реалий современной цифровой экономики. Исходя из полученных данных, поставлена и проверена гипотеза о том, что для более точной оценки конкурентоспособности предприятия необходимо включение в оценку таких факторов, как инновационная активность и уровень использования информационно-коммуникационных технологий в производственно-сбытовой деятельности. Проведен тестовый расчет показателей конкурентоспособности согласно базовому и скорректированному методическому подходу для промышленно-торгового предприятия. Получен вывод: для будущих оценок конкурентоспособности предприятий требуются дополнительные факторы, которые должны быть включены в интегральные показатели, а более точная и многоаспектная оценка конкурентной позиции предприятия на рынке будет способствовать разработке и принятию своевременных и грамотных управленческих решений. Эти факторы влекут за собой инновации и потенциал НИОКР, которые являются ключевыми компонентами, способствующими развитию ведущих секторов экономики. Для успешного ведения конкурентной борьбы предприятию необходимо совершенствовать бизнес-процессы с ориентацией на внедрение в свою деятельность лучших практик лидеров рынка, стараться максимально учитывать пожелания клиентов, проводить грамотную ассортиментную и ценовую политику, максимально вовлекать территориальные ресурсы места размещения, поддерживать позитивный имидж предприятия и активно использовать доступные на сегодняшний день возможности интернет-пространства и информационных технологий.