Проблемы российского рынка нефтегазового сервиса

Региональная и отраслевая экономика
Авторы:
Аннотация:

Российский рынок нефтесервисных компаний должен выполнять функцию трансформации нефтегазовой отрасли от ее экспортно-сырьевой ориентации к научно-технологической. После кризиса 2008–2009 гг. существовали объективные предпосылки к процессу перехода нефтесервисных компаний на рельсы конкурентного рынка. Однако и до настоящего времени этот механизм пока не реализован. В последние годы объемы российского нефтесервисного рынка существенно возросли, но вместе с тем доля рынка, закрепленного за отечественными компаниями, сократилась. Подавляющую часть заказов на рынке «oilfield services» осуществляют зарубежные компании, которые выполняют, как правило, наиболее высокотехнологичные и высокооплачиваемые услуги. Российским нефтесервисным компаниям приходится конкурировать в сегменте низкотехнологичных и низкомаржинальных услуг, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на их финансовом положении, а также возможности инвестирования в новые технологии. Цель исследования – в выявлении основных проблем отечественного нефтесервисного рынка. Предметом исследования являются процессы трансформации российского сегмента «oilfield services» в контексте формирования независимого рынка нефтегазового сервиса. Основой исследования избран эмпирический анализ на основе отчетов консалтинговых компаний. Проанализированы основные тенденции на рынке нефтегазового сервиса в 2013–2018 гг. Представлены ключевые проблемы, сдерживающие развитие нефтесервисного рынка в России, в числе которых отмечаются: низкая рентабельность сектора, устоявшаяся практика отсрочки платежей за сервисные услуги со стороны ВИНК, износ основных производственных фондов, отсутствие государственного регулирования. Обоснованы причины снижения рыночной доли отечественных нефтесервисных компаний в пользу конкурирующих зарубежных нефтесервисных компаний. Аргументировано, что на текущий момент на рынке нефтегазового сервиса отсутствуют системный государственный подход к регулированию, стратегические ориентиры, а также инструменты контроля и мотивации. Показано, что стимулирование развития независимого нефтесервиса в России необходимо осуществлять с опорой на формирование технологических партнерств между корпоративными, научными и государственными структурами, направленных на поддержку инновационных проектов.