Стратегическое и инновационное развитие кластера на базе цифровой экономики

Цифровая экономика: теория и практика
Авторы:
Аннотация:

Актуальность работы обусловлена созданием качественной системы инновационного развития и управления экономической системы на примере кластера. Исследованию этой проблемы управления, стратегическому развитию промышленного кластера и принятию оптимального решения уделяется достаточно большое внимание во многих странах. Развитие предприятия, корпорации (кластера) определяется новыми технологическими решениями, которые представлены как на информационном (статистическом), так и на организационном, уровне, в том числе трудами, в которых значительное внимание уделяется экстенсивным и интенсивным факторам развития производства. Цель исследования – математическая и информационная постановка проблемы стратегического и инновационного развития кластера (цифровая экономика), включающей отчетную и технологическую информацию организации производства, и формирование на ее основе стратегического плана развития кластера в динамике за несколько лет. Для решения этой проблемы на основе разработанных ранее математических моделей инновационного развития промышленного предприятия разработана математическая модель кластера (корпорации), которая учитывает как экстенсивные, так и интенсивные, факторы развития производства. Входными данными математической модели кластера являются, во-первых, бухгалтерская информация (т. е. отчетная информация, представленная, например, в «1С: Предприятие 8.3», во-вторых, технологическая информация по подготовке и организации производства. В совокупности бухгалтерская и технологическая информация характеризуется как «цифровая экономика». Математическая модель кластера построена в виде векторной задачи линейного программирования. Векторная задача решается с использованием алгоритма, построенного с использованием нормализации критериев и принципе гарантированного результата. Стратегическое развитие кластера в динамике за несколько лет представлено цифровыми значениями оптимальных объемов продукции и соответствующих социально-экономических показателей корпорации. Все этапы исследования в целом представляют методологию моделирования и принятия оптимального решения в задаче разработки стратегического плана развития кластера, где это развитие показано в динамике с учетом экстенсивных и интенсивных факторов.