Регулирование и стандартизация как функция и форма стратегирования выставочно-ярмарочной отрасли (на материалах промышленных выставок)

Региональная и отраслевая экономика
Авторы:
Аннотация:

Развитие выставочной деятельности в мире, наблюдаемые тренды и процессы свидетельствуют о формировании новой отрасли мировой и национальных экономик, оборот которой превысил в 2016 году 25 млрд долл. Усиливающаяся внутриотраслевая конкуренция, глобализация, освоение игроками новых рынков и интенсивные процессы слияний и поглощений, а также важность выставочных механизмов для реализации государственных приоритетов предопределяют необходимость стратегирования отрасли. Вопрос развития системы стандартов отрасли на базе международных стандартов становится весьма актуальным. Единые правила необходимы участникам выставочно-ярмарочной отрасли в области организации выставочных мероприятий, обеспечения безопасности их проведения, развития кадрового потенциала, расширения инфраструктуры выставочных комплексов. Существующие механизмы государственного регулирования отрасли сильно различаются от страны к стране, зависят от зрелости выставочных процессов в ней, от тех задач, которые государство решает при помощи выставок. Вопросы, обсуждаемые сегодня основными участниками отрасли, их профессиональными объединениями, экспонентами, выбирающими выставки для демонстрации своих продукции и технологий, касаются границ ее саморегуляции. Насколько отрасль нуждается в государственном регулировании? Какова должна быть законодательная, информационная и финансовая поддержка выставочно-ярмарочной деятельности со стороны государства, профессиональных и отраслевых союзов и ассоциаций? Ответы на эти вопросы напрямую связаны с задачей разработки стратегий как системы регулирования, так и развития самой выставочной отрасли. Темы защиты интеллектуальной собственности, специальных режимов ввоза и вывоза экспонатов, налоговых режимов для выставочных комплексов, компенсации затрат участников международных выставок, проведения государством конкурсов для выбора организаторов национальных экспозиций и многие другие находятся в центре внимания. Стратегическая ценность такой деятельности определяется ее функцией драйвера экономики. Для эффективного использования этого механизма недостаточно долгосрочных планов действий. Стратегия отрасли должна формироваться исходя из национальных интересов и тех приоритетов государства, которые могут и должны реализовываться через выставочно-ярмарочную деятельность. Такими приоритетами становятся в числе прочих развитие технологического потенциала страны, цифровизация ее экономики, реализация интересов в сфере международного сотрудничества.