Инфраструктура Ненецкого автономного округа и еe влияние на внешнеэкономическую деятельность региона

Региональная и отраслевая экономика
Авторы:
Аннотация:

Развитие российских регионов во многом зависит от уровня развития региональной внешнеэкономической деятельности, последняя во многом определяется состоянием инфраструктуры самого региона. Данное исследование отвечает на вопрос о влиянии инфраструктуры Ненецкого автономного округа на развитие сферы ВЭД и оценивает роль инфраструктуры в экономическом развитии региона в целом. В начале исследования анализируются основные проблемные моменты развития региона, к которым можно отнести слабое развитие инфраструктуры, редкую сеть автомобильных дорог, низкую обеспеченность населения и бизнеса электроэнергией и услугами связи. Этими же проблемами во многом обусловливается низкая эффективность производства, что в конечном итоге совместно с внешней торговлей региона определяет уровень жизни в Ненецком автономном округе. Приводится целый ряд факторов инфраструктуры, таких как протяженность автомобильных дорог, внутренних водных путей, грузооборот, инвестиции в основной капитал, внутренние затраты на научные исследования и разработки, среднедушевые доходы населения, объем отпуска тепловой энергии, грузооборот региона, объемы оказываемых услуг связи, а также валовый региональный продукт Ненецкого автономного округа – эти факторы в модели являются экзогенными. Три основных показателя ВЭД региона – экспорт, импорт и иностранные инвестиции выступают в модели в качестве эндогенных. На основании статистических данных за период 2005–2015 гг. строятся регрессионные уравнения и анализируются полученные зависимости. Применен метод построения ADL-моделей, который подразумевает влияние вышеуказанных факторов не только за соответствующий период, но также и за предшествующие периоды. Полученные уравнения модели могут быть использованы при создании стратегии развития региона, а также для прогнозирования макроэкономических процессов. Основное влияние факторы инфраструктуры оказывают на инвестиционные потоки, при этом влияние указанных факторов на потоки экспорта и импорта весьма незначительное.