Принципы организации системы образования при подготовке кадров в условиях цифровой экономики

Цифровая экономика: теория и практика
Авторы:
Аннотация:

Рассмотрены изменения, происходящие практически во всех странах мира, связанные с процессом перехода к цифровой экономике. Большое внимание уделено особенностям функционирования системы высшего образования как важнейшего фактора, предопределяющего возможности развития любой экономической системы. В настоящее время для России необходимыми являются процессы модернизации высшего образования в соответствии с потребностями рынка труда, а также в целях интеграции отечественного образования в мировое экономическое и образовательное пространство. Показана необходимость смены образовательной парадигмы университетами в результате развития концепции цифровой экономики Предложен переход от устаревших традиционных моделей образовательной деятельности к новым, наиболее соответствующим вызовам современности. Сформулированы основные принципы организации образовательного процесса, такие как внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс, использование методов проектного обучения, цифровизация и информатизация образования, реализация индивидуальных образовательных траекторий. Рассмотрен принцип формирования профессиональных компетенций в результате интеграции образования, науки, бизнес-структур и предприятий высокотехнологичной промышленности на базе сообществ преподавателей, студентов, ученых. Предложен метод электронного портфолио (web-portfolio) как один из инновационных методов обучения на основе формирования индивидуальной образовательной траектории. Результаты анализа структуры и взаимодействия портфолио вуза позволят совершенствовать систему критериев и показателей оценки эффективности образовательной и научной деятельности кафедр и институтов вуза, организацию и управление деятельностью вуза. Выполнение мероприятий на основе предложенных принципов позволит реализовать новые формы обучения, повысить мотивацию участников при проведении научно-исследовательской деятельности и увеличить эффективность управления вузом. При этом будет обеспечиваться возможность формирования инновационной среды университета на качественно новом уровне, а также выстраивания системы управления вузом в соответствии с решаемыми им задачами и с учетом современных тенденций. Планируется разработка механизма управления инновационным потенциалом вуза в целях подготовки кадров на качественно новом уровне с учетом современных тенденций.