Развитие инновационного предпринимательства в регионе на базе вуза: решение проблем подготовки кадров

Управление инновациями
Авторы:
Аннотация:

     Повышение конкурентоспособности экономики России решается посредством создания в регионах инновационных территориальных центров, кластеров. На Дальнем Востоке создаются территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). При этом роль центров инновационного, технологического и социального развития регионов отводится высшим учебным заведениям. К традиционной деятельности вуза (учебной и научной) добавляется предпринимательская, которая нацелена на коммерциализацию научно-технических разработок. Вуз становится не только «кузницей кадров» для народного хозяйства страны, но и площадкой для развития инновационно-ориен¬ти¬рованного предпринимательства. Задачи университета должны состоять в формировании благоприятной среды и условий для осуществления научной деятельности, создании эффективной инфраструктуры для проведения исследований, вовлечении студенческого сообщества в проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, коммерциализации новшеств. Причем самоцелью интеллектуальной научной деятельности должен стать результат, воплощенный в виде не только новых знаний, опытного образца и т. д., но и новинок на рынке, ориентированных на потребителей, обеспечивающих получение дохода. Эта новая роль вузов требует модернизации как самого образовательного процесса, так и учебных планов и программ подготовки обучающихся. Цель исследования – анализ компетенций, формируемых у обучающихся в процессе образовательной деятельности и направленных на развитие инновационного предпринимательства в регионе. Рассмотрены сущность и этапы инновационного предпринимательства. На основе изучения учебных планов направлений подготовки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета определены проблемы подготовки бакалавров и магистров в данной области. Приведенный алгоритм анализа может быть использован университетами в целях обоснования необходимости дополнительной подготовки студентов для развития инновационного предпринимательства. Разработаны рекомендации по совершенствованию подготовки обучающихся, состоящие в разработке комплексных программ факультативных дисциплин и проектно-ориентированной подготовке студентов инженерных направлений. Направления дальнейших исследований связаны с выявлением факторов, сдерживающих развитие инновационной предпринимательской деятельности среди студентов, и определением потребностей в получении обучающимися конкретных знаний, умений и навыков, необходимых для ведения инновационно-предпринимательской деятельности.

Сcылка при цитировании: Бянкин А.С., Бурдакова Г.И. Развитие инновационного предпринимательства в регионе на базе вуза: решение проблем подготовки кадров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 1. С. 136–145. DOI: 10.18721/JE.11112