Смарт-обучение в системе повышения профессиональной подготовки

Управление инновациями
Авторы:
Аннотация:

    Показана необходимость перехода от традиционного обучения с элементами электронного к smart-образованию в соответствии с новыми требованиями smart-экономики и smart-общества с целью достижения качественной подготовки специалистов. Представлены основные принципы организации smart-обучения, такие как гибкость обучения в интерактивной образовательной среде, интегрированная среда обучения, совместное использование контента всеми вузами, персонализация и адаптация обучения. Рассмотрены подходы к формированию smart-среды образовательного процесса, необходимой для качественного smart-образования. Показана необходимость проведения следующих мероприятий: структурирование и систематизация информации, реализация средств электронного и мобильного обучения, контроль и оценка образовательных результатов, самостоятельное управление процессом, создание виртуальной социальной среды и медиа-среды в учебной аудитории. Проанализирован процесс адаптации стандартов высшего профессионального образования под принципы smart-обучения. Проведен сравнительный анализ государственных образовательных стандартов первого поколения ГОС-1 ВПО, второго поколения ГОС-2 ВПО, третьего поколения ФГОС 3 и ФГОС 3+. Разработан алгоритм процесса smart-обучения с формированием индивидуальных образовательных траекторий на основе индивидуально-дифференцированного подхода, в рамках которого определены три возможных траектории обучения. Предложены способы адаптации системы образования под уровень знаний и индивидуальных возможностей обучающегося путем измерения точных начальных и конечных метрик (набора показателей уровня знаний), выбора индивидуальной образовательной траектории обучения, формирования электронного «портфолио» с результатами измерений начальных и конечных метрик слушателя для анализа результативности выбранной образовательной траектории. Таким образом, обучение на основе smart-технологий способствует реализации внутреннего потенциала через сопоставление контента изучаемого курса с собственными результатами, выстраивание индивидуальной образовательной траектории с акцентом на свои личностные качества. Предложена реализация концепции «продвинутого» smart-обучения путем внедрения практико-ориентированного подхода к подаче материала. Показана актуальность данной темы исследования в современных реалиях становления нового типа образования, которое позволит улучшить качество профессиональной подготовки специалистов.

    Сcылка при цитировании: Васецкая Н.О., Глухов В.В. Смарт-обучение в системе повышения профессиональной подготовки // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 5. С. 92–103. DOI: 10.18721/JE.10508