Валовой муниципальный продукт как показатель уровня экономического развития муниципальных образований региона (на материалах Республики Башкортостан)
Статья посвящена проблеме оценки валового муниципального продукта. Актуальность темы исследования определяется целесообразностью введения обобщающего показателя, характеризующего уровень экономического развития муниципальных образований. В рамках Системы национальных счетов исчисление показателей экономической деятельности на муниципальном уровне не предусмотрено. В связи с этим подход «снизу-вверх» к оценке валового муниципального продукта на основе показателей муниципальных образований затруднен вследствие отсутствия официальных статистических данных. Поэтому более предпочтительным представляется подход «сверху-вниз», при котором значения валового муниципального продукта определяются как доли валового регионального продукта или валового внутреннего продукта. В рамках данного подхода в российских исследованиях, посвященных оценке валового муниципального продукта, используются метод факторной оценки и зарубежный метод оценки «городского продукта» (метод А). Проведенный детальный анализ показал, что метод факторной оценки имеет ряд существенных методологических недостатков: не обеспечивает равенство суммарного валового муниципального продукта по всем образованиям и валовой добавленной стоимости региона; не учитывает территориально-отраслевую структуру региональной экономики; не гарантирует постоянство оценок валового муниципального продукта для одного и того же момента времени при изменении интервала для построения производственной функции и др. Перечисленных недостатков лишен зарубежный метод оценки «городского продукта». Однако российскими учеными произведено упрощение формулы метода А за счет игнорирования отраслевой специализации муниципальных образований. На материалах Республики Башкортостан показано, что упрощенный вариант метода A искажает оценки валового муниципального продукта, демонстрирует тенденции их роста, противоположно направленные реальной динамике экономического развития муниципальных образований, а также занижает показатели межмуниципальной дифференциации. Указанные аргументы можно считать обоснованием нецелесообразности при оценке валового муниципального продукта игнорирования территориально-отраслевой структуры экономики региона. Направления дальнейших исследований видятся в выявлении факторов роста валового муниципального продукта и оценке перспективности их задействования в управлении развитием муниципальных образований региона.