Модель сервисного кластера для обслуживания промышленного оборудования

Экономика и менеджмент предприятия
Авторы:
Аннотация:

    Рассматривается решение вопроса повышения качества обслуживания промышленного оборудования посредством формирования новой интегрированной структуры, включающей в себя представителей предприятий-изготовителей и независимые сервисные формирования. Высокая доля физически устаревшего оборудования на предприятиях, низкая степень квалификации обслуживающего его персонала, невысокая доля автоматизации процессов контроля за состоянием оборудования ставят перед руководителями вопрос поддержания его работоспособности, проведения своевременного технического обслуживания, ремонта и модернизации. Необходимость оперативного и качественного проведения всех технических и организационных мероприятий повышает актуальность формирования обособленной структурной единицы, позволяющей оказывать полный перечень услуг по предоставлению гарантийного, постгарантийного ремонта, информационной поддержке потребителей, продаже запасных частей, внедрению автоматизированных систем и модернизации оборудования. Одним из вариантов решения данной проблемы является формирование единой структуры, обеспечивающей комплексное обслуживание промышленного оборудования. Обосновывается актуальность создания данной структуры на основе кластерного подхода, что будет способствовать повышению конкурентоспособности не только производителей, но и региона в целом. Целесообразность формирования сервисного кластера обоснована необходимостью совершенствования процессов обслуживания на действующих предприятиях. Разработаны основные направления деятельности сервисного кластера, в перечень которых входят все процессы и операции по комплексному обслуживанию оборудования, начиная со стадии проектирования и производства до его модернизации и полной утилизации. Обоснована необходимость привлечения научных организаций для обеспечения научно-методической поддержки. Предлагается модель структуры сервисного кластера, представлено видение системы управления кластером посредством создания координационного совета, определены основные требования к организации процессов обслуживания. Даны направления для проведения дальнейших исследований в области теоретических положений создания интегрированных структур, развития системно-интеграционной теории, разработки систем и механизмов выбора участников кластера с позиции целесообразности их интеграции и полезности для сервисного кластера в целом, а также выстраивания механизмов внутрисистемного взаимовыгодного сотрудничества.

    Сcылка при цитировании: Борисенко И.Л., Родионова В.Н., Макаров Н.Н. Модель сервисного кластера для обслуживания промышленного оборудования // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 4. С. 198–206. DOI: 10.18721/JE.10419