Патентные исследования как основа для принятия стратегических решений в инновационной деятельности

Управление инновациями
Авторы:
Аннотация:

Рассматривается вопрос применения бенчмаркинга интеллектуальной собственности в инновационной деятельности компании. Для обеспечения конкурентоспособности компании на рынке требуется выстраивание эффективной системы стратегического управления инновационным процессом. Именно она позволяет разрабатывать и своевременно выводить на рынок продукцию, удовлетворяющую потребности клиентов, обеспечивать требуемые технико-экономические показатели оборудования, опережать конкурентов. Изучение уровня техники и лучших мировых практик является необходимым и обязательным этапом инновационной деятельности. В качестве инструмента получения стратегически важной информации о достижениях конкурентов и рыночных тенденциях предлагается применять патентные исследования. Глубокий поиск и всесторонний анализ патентных документов позволит определить тенденции развития того или иного продуктового или технологического направления, требования потребителей к конечному продукту, а также технико-экономические характеристики разработок компаний-конкурентов. Патентные исследования позволяют определить тематики НИОКР и стратегические направления развития техники компаний-разработчиков, сделать вывод о заинтересованности в развитии того или иного проекта. Легальность получения, низкая цена и доступность такого рода информации выгодно выделяет патентную документацию как уникальный и недооцененный инструмент, мало применяемый в полном объеме при проведении разработок. Представлена необходимая терминологическая база, подробно определены цель, задачи, основные участники патентных исследований, приведены регламентирующие нормативные документы, представлены известные методологические подходы. Отдельно рассмотрены методы анализа тенденций развития объекта техники с применением графических методов, даны рекомендации по выбору параметров поиска и обработки полученных массивов данных.