Организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом интегрированных промышленных структур

Стратегическое планирование развития мезоэкономических систем
Авторы:
Аннотация:

Современные рыночные условия, а также переориентация российской экономики с сырьевой на инновационную модель развития, основанную, в частности, на укреплении позиций собственной промышленности, способной конкурировать с производителями международного уровня, являются стимулами к поиску возможных способов повышения эффективности деятельности, а также созданию дополнительных конкурентных преимуществ, которыми в настоящее время выступают инновационные товары и услуги. Одним из таких способов становится интеграция хозяйствующих субъектов, в частности создание интегрированных промышленных структур (ИПС). Показано, что создание ИПС – одна из актуальных тенденций экономических преобразований российской экономики. В период с 2011 по 2015 гг. доля сделок в промышленном секторе в среднем составила 31 %, при этом наиболее интеграционно активными секторами выступали нефтегазовая отрасль, металлургия и горнодобывающая промышленность. Одним из факторов инновационного развития хозяйствующих субъектов является формирование и эффективное использование их инновационного потенциала. Оценка инновационного потенциала играет важную роль для разработки инновационной политики и инновационной стратегии деятельности субъектов рынка. Однако эта оценка не позволяет комплексно охватить все аспекты, связанные с формированием рынка, его развитием и реализацией. Показано, что организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом ИПС является системой инструментов и процессов воздействия, которые используются в практической деятельности для получения инновационных результатов, а также что реализация организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом ИПС позволяет структуре максимально полно адаптироваться к условиям жесткой конкуренции на занимаемом рынке, развивать существующие технологии и запускать новые, осуществлять выпуск сложной инновационной продукции за счет максимального использования имеющегося инновационного потенциала, а также его увеличения, что в итоге повышает конкурентоспособность структуры.