Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов

Предпринимательство
Авторы:
Аннотация:

Обоснована актуальность исследования проблемы конфликта интересов противоположных участников франчайзинговых отношений – франчайзера и франчайзи. Показано, что низкие темпы развития франчайзинга в России пока не позволяют воспользоваться теми преимуществами и резервами, которые содержит в себе эта эффективная форма организации малого бизнеса. Проанализирована проблема юридической путаницы в правоприменительной практике франчайзинга в России, который согласно российскому законодательству называется коммерческой концессией. Перечислены и охарактеризованы разновидности франчайзинга, в том числе товарный, деловой, производственный, конверсионный, районный и субфранчайзинг. Рассмотрена проблема баланса интересов сторон. Приведены в систему результаты сопоставления преимуществ и недостатков франчайзинга отдельно для франчайзи и для франчайзера. Отмечен противоречивый характер этих результатов и необходимость поиска компромисса. Выделены принципиальные особенности франчайзинга как способа начала нового бизнеса. В качестве наиболее распространенного варианта платы за приобретение франшизы названа схема, согласно которой франчайзи сначала вносит паушальный (первоначальный) взнос, а затем регулярно перечисляет роялти (процент от дохода). Обобщен предыдущий опыт по обучению и консультированию начинающих предпринимателей в рамках программы самозанятости населения, организуемой Комитетом по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга. Охарактеризовано содержание разработанных методических рекомендаций и учебных пособий, среди которых важное место заняло пособие по франчайзингу и шаблоны текстовой и финансовой части бизнес-плана для проектов приобретения франшизы. В заключительной части статьи предложены и на числовых примерах продемонстрированы методы обоснования стоимости франшизы и величины роялти. В качестве основы выбраны методы оценки нематериальных активов, в практике оценочной деятельности известные как «метод роялти» и «метод избыточных прибылей».