Коммуникационные центры как элемент институциональной среды инновационной экономики
Рассматривается связь информационно-коммуникационных факторов и уровня инновационности социально-экономической системы, значение неформальных коммуникаций и неявных знаний в рамках современных концепций «экономики знаний» и коммуникативной экономики. Цели исследования – предложить понятие «коммуникационные центры», показать место и роль коммуникационных центров в инновационной инфраструктуре, определить основные критериеобразующие характеристики коммуникационных центров, разработать подход к пониманию тех функций коммуникационных центров, инфраструктуру реализации которых целесообразно создавать дополнительно к имеющимся в национальных и региональных инновационных системах элементам. За основу исследования принято положение, что ключевой функцией коммуникационного центра в социально-экономической системе с данным уровнем развития является организация взаимодействия с представителями социально-экономических систем с аналогичным или более высоким уровнем развития с целью получения от них (путем обмена, покупки и др.) передовых технологий, навыков работы и иных видов ценной информации и знаний. Качество знаний на микроуровне, или «человеческий капитал региона», в долгосрочном периоде определяет фактическое наличие и качество работы коммуникационного центра в существующей инновационной инфраструктуре региона. Рассмотрение функций и особенностей институтов инновационной инфраструктуры, включая технологические платформы и инновационные территориальные кластеры, площадок и сред коммуникаций в отдельных компаниях, а также функции «институтов развития инновационного лифта» позволяет установить, что коммуникационный центр интенсивно участвует в процессе «диффузии инноваций», объединяет непосредственно взаимодействующие подразделения, которые целесообразно группировать территориально для неформальной передачи «неявных знаний», обладает значительными организационными и управленческими полномочиями. В дальнейшем потребуется обоснование целесообразности вложений в создание соответствующих коммуникационных центров и анализ эффективности их деятельности