Инновационный ваучер как инструмент стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт

Теоретические основы стратегического планирования
Авторы:
Аннотация:

В современных условиях стратегическое планирование деятельности предприятия предполагает переход на новый уровень развития за счет внедрения инноваций. Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к нововведениям, чем крупные компании. Свобода поиска и поощрение инициативы, готовность к риску, быстрая апробация инноваций являются преимуществами научно-технической деятельности небольших компаний. Одним из факторов, тормозящих развитие инновационного бизнеса является недостаточное количество действенных финансовых инструментов стимулирования инновационной деятельности малого и среднего бизнеса, способствующих взаимодействию науки и бизнеса. Предмет данного исследования – схемы инновационных ваучеров, применяемых в зарубежных странах (Великобритания, Дания, Эстония, Ирландия, Австралия, Беларусь, Молдова и др.). Рассмотрен ряд национальных программ поддержки инновационного предпринимательства: виды инновационных ваучеров, источники их финансирования, порядок назначения и использования. По результатам проведенного анализа выявлены основные преимущества и недостатки использования данного инструмента. Исследование мировых социально-экономических рейтингов позволяет сделать вывод о том, что страны, входящие в первую десятку, сделали достаточно быстрый рывок в инновационном развитии, в первую очередь, за счет стимулирования малого и среднего предпринимательства. Они в числе первых заявили о стремлении к формированию инновационного общества, в рамках стратегического планирования развития предпринимательского сектора сделали ставку на стимулирование взаимодействия бизнеса и науки, приступили к практическому формированию экономики знаний и вошли в число самых инновационных стран мира.