Анализ институциональной среды предпринимательства России: структурно-временной срез

Теоретические основы экономики и управления
Авторы:
Аннотация:

Сегодня научное сообщество России активно ищет причины низкой институциональной эффективности, а также возможные пути ее повышения. Исследуются вопросы истории развития и структурной сбалансированности институциональной среды России в контексте теорий институциональных матриц, транзакционных издержек и не-формальных институтов. Показано, что российская институциональная среда исторически была «чужда» интересам предпринимательства с точки зрения рыночной парадигмы. Малый бизнес в России никогда не являлся основой и катализатором экономического роста, даже в периоды активной либерализации и в так называемый золотой век предпринимательства. «Институциональной поддержкой» для отечественных предпринимателей на фоне дефицита необходимых формальных институций рыночного типа являлись формальные Х-институты семейного предпринимательства, государственной поддержки (протекционизма), а также неформальные Х-институты общины, персонифицированных связей и нелегальной экономики. Современное состояние институциональной среды характеризуется наличием противоречивости внешнего слоя, выстроенного формально по рыночному Y-типу, и внутреннего, неформально координирующего действия экономических агентов по раздаточному принципу (Х). Исследованы возможные направления структурных изменений с позиции их воздействия на структурную XY-сбалансированность отечественной институциональной среды. Показано, что основные предпринимаемые правительством антикризисные меры содержат в себе принципы раздатка, но при правильном их применении способны усилить и рыночные институты. Сделан вывод, что на ближайшую перспективу в свете вызовов нового кризиса направление институционального развития по критерию XY-сбалансированности, а следовательно, и связанный с этим устойчивый экономический рост, будут зависеть от эффективности мер по сдерживанию усиления неформальных раздаточных институтов в предпринимательской среде.