Институциональные аспекты анализа расходов на человеческий капитал в инвестиционном проектировании

Финансы, налогооблажение, инвестиции
Авторы:
Аннотация:

    В период инновационного развития инвестиции в человеческий капитал осуществляются в условиях проектной экономики, основанной на проекте как организационной единице координации и принципе партнерства как способа координации инвестиционной деятельности участников. Предлагается подход к определению институциональных рамок проектов и соответствующих договорных отношений между участниками инвестиционной деятельности при финансировании инвестиций в образование на микроэкономическом уровне. Показано, что расходы на образование могут учитываться при оценке инвестиционных проектов разными способами и приводить к различным экономическим и финансовым последствиям. При этом оценка проектов не ограничивается узкими рамками коммерческой (финансовой) эффективности и включает анализ общественной (экономической) эффективности в качестве важнейшей составной части. Применение такого подхода необходимо для инновационных проектов, характеризующихся значительными инвестициями в человеческий капитал и соответствующим разрывом между коммерческой и общественной эффективностью, следовательно, требующих реализации на принципах государственно-частного партнерства. Предложена методология оценки коммерческой (финансовой) эффективности при различных вариантах институционального проектирования взаимодействия участников, осуществляющих инвестиции в образование. В качестве инструментария оценки эффективности разработана имитационная модель инвестиционного проекта с детализированным представлением прямого и косвенного государственного финансирования расходов на дополнительное профессиональное обучение и реализацию соответствующих исследовательских и образовательных программ. Для определения финансовых эффектов государственной поддержки в целом и отдельных форм поддержки используются показатели чистого дисконтированного дохода, которые рассчитываются на основе соответствующих изменений денежных потоков. Предложенные методы и модели реализованы в практических расчетах на примере расходов на образование в проекте производства нанокерамики с применением многовариантных экспериментальных исследований договорных отношений между участниками проекта.