Цифровая трансформация промышленных бизнес-моделей: концептуальные подходы и сценарии
Под влиянием углубляющейся цифровизации экономики и общества расширяется практика цифровой трансформации бизнес-моделей в промышленности, направленная на формирование у промышленных предприятий новых технологических, экономических, рыночных, конкурентных преимуществ. В управленческих исследованиях многократно подчеркивается решающая роль цифровых бизнес-моделей для повышения конкурентоспособности предприятий промышленности, но остаются недостаточно изученными концептуальные положения, внутриорганизационные процессы и факторы, обеспечивающие инновационное развитие промышленных бизнес-моделей в сложных и неопределенных условиях. Цель исследования состояла в разработке логической модели выбора сценария цифровой трансформации бизнес-модели на основе систематизации концептуальных подходов к цифровой трансформации бизнеса, принципов и критериев ее успешной реализации. В ходе исследования были получены следующие результаты. Выявлены методологические особенности цифровой трансформации бизнес-моделей в промышленности, отражающие отраслевую технологическую и социально-экономическую специфику промышленного бизнеса. Классифицированы концептуальные подходы к цифровой трансформации бизнес-модели по трем признакам (3П/3P): причина (Prompt), принцип (Principle) и путь (Path) трансформации. Раскрыты взаимосвязи концептуальных подходов в рамках каждого классификационного признака по параметрам сроков, планомерности, новизны, степени и скорости изменений, влияющие на выбор сценария трансформации. Предложена логическая модель выбора сценария цифровой трансформации бизнес-модели, позволяющая идентифицировать и обосновать сценарий цифровой трансформации на основе анализа факторов цифровой готовности промышленного предприятия и выбора определенного набора концептуальных подходов к цифровой трансформации с учетом критериев коммерческой целесообразности и экономической эффективности трансформации, жизнеспособности бизнес-модели и/или создаваемого ценностного предложения, а также принципов внутриорганизационной и внешней согласованности, баланса стратегической направленности, гибкости и адаптивности, принципов проектного менеджмента. Полученные научные результаты могут быть использованы при разработке стратегий и проектов цифровизации и цифровой трансформации промышленных предприятий. Дальнейшие исследования в данной области могут развиваться в направлении конкретизации критериев успешности цифровой трансформации промышленных бизнес-моделей (до уровня экономических показателей по каждому концептуальному подходу и сценарию), а также апробации предложенной логической модели выбора сценария для цифровой трансформации бизнес-модели в практической деятельности предприятий промышленности и других видов экономической деятельности.