Трансформационные изменения в экономике в контексте развития цифровых бизнес-моделей: факторы влияния, проблемы, перспективы

Региональная и отраслевая экономика
Авторы:
Аннотация:

В условиях ужесточения конкуренции, растущего применения цифровых технологий одним из важнейших направлений становится трансформация процессов управления экономикой. Актуальность этой проблемы в условиях развития цифровых бизнес-моделей, коренным образом меняющих положение в ряде отраслей, определяется необходимостью разработки новых подходов для совершенствования управления предприятиями, создания и развития инновационного инструментария, позволяющего обеспечить конкурентоспособность в цифровой экономике. Цель исследования состоит в выработке новых идей по развитию процесса управления трансформационными изменениями в контексте развития современных бизнес-моделей и в представлении практических рекомендаций по разработке конкурентных стратегий. В работе использованы методы системного анализа, структурно-логического анализа, контент-анализа, а также экономико-статистические методы, методы сравнительного анализа, прогнозирования и экспертных оценок. Разработанная авторами классификация цифровых бизнес-моделей позволяет сформулировать рекомендации по использованию концепции цифровых бизнес-моделей в управлении цифровой трансформацией деятельности предприятий. Предлагаемые направления формирования концепции управления трансформацией деятельности в условиях цифровой экономики позволяют учитывать: возможность предоставления потребителю дополнительных бесплатных услуг и сервисов в обмен на получение данных о его потребительском поведении; сетевые эффекты; роль цифровых технологий как источника инноваций. Приведены рекомендации по использованию цифровых бизнес-моделей совместно с маркетинговыми инструментами в деятельности предприятия при продвижении материальных, цифровых и виртуальных продуктов, в том числе в метапространственных бизнес-образованиях. Научная новизна работы состоит в объединении концепции цифровых бизнес-моделей с маркетинговым инструментарием при анализе процессов, происходящих в цифровой экономике. На конкретных примерах продемонстрированы изменения, происходящие под влиянием цифровых бизнес-моделей, даны рекомендации по формированию стратегий в изменяющейся конкурентной среде. Подтверждено, что разработка и внедрение инновационных бизнес-моделей требуют привлечения специалистов-маркетологов и использования маркетингового инструментария. Дальнейшие исследования предполагается сосредоточить на углубленном анализе влияния цифровых бизнес-моделей на совершенствование товарной и ценовой политики, систем сбыта и продвижения продукции в условиях развития искусственного интеллекта.