Управление трансформационными изменениями в обеспечении динамики цифровой зрелости логистики
В современных условиях управление цифровыми трансформационными изменениями становится естественным трендом реагирования менеджмента на ускоренные темпы революционных преобразований в экономике при переходе от Индустрии 4.0 к Индустрии 5.0. Он проявляется наиболее выражено в высоко динамичных и инновационно активных отраслях, сферах экономической деятельности, к числу которых относится логистика, что определяет постановку цели данного исследования – оказать научно-методологическую поддержку процессам цифровой трансформации логистики посредством управления изменениями в достижении ее цифровой зрелости. Цель обеспечивается решением задач, связанных с: изучением моделей управления изменениями с перспективой их адаптации к задачам управления цифровыми трансформационными изменениями в логистике; разработкой комплексного подхода к управлению трансформационными изменениями с оценкой зрелости информационно-технологических преобразований в процессе цифровой трансформации логистики; обоснованием предложений по формированию метрик цифровой и интеллектуальной зрелости логистики в организациях. Выбор методов-подходов и методов-приемов системного анализа, модельного проектирования, логики обоснования оценок и формирования оценочных суждений подчиняется содержанию решаемых задач. Исследование выполняется аналитическим сравнением основных моделей, применяемых в управлении изменениями, и моделей управления инновациями при разграничении целевых ориентиров менеджмента на осуществление инноваций с расчетом на получение ожидаемых эффектов и на результативное внедрение инноваций с получением реальных эффектов соответственно. Новым научным результатом исследования является построение функциональной модели управления трансформационными изменениями во взаимосвязи общеэкономических и специальных функций управления с выделенной областью формирования оценочных суждений относительно качества преобразований с учетом критерия зрелости. Прикладной зрелостный контекст оценки качества представляется в разрезе инновационной динамики процесса «цифровизация – цифровая трансформация», где цифровая трансформация логистики рассматривается следствием цифровизации и предпосылкой перехода к интеллектуализации как высшей форме проявления цифровизации в условиях современных информационно-технологических реалий. Дальнейшее развитие функциональной модели видится в обеспечении ее многомерной структуры, где наряду с изменением объекта трансформации (цифровое развитие логистики) предусматривается изменение субъекта (компетентностное развитие лиц, принимающих решения о трансформации логистики) и изменение управления процессами трансформации.