Методика оценки инновационного потенциала транспортно-логистического комплекса

Управление инновациями
Авторы:
Аннотация:

Исследование направлено на развитие методологического инструментария оценки инновационного потенциала транспортно-логистического комплекса (ТЛК), что является основой формирования стратегических решений относительно инновационного развития и повышения конкурентоспособности транспортно-логистических структур страны. На основе анализа эффектов от внедрения инноваций в структуру технологически развитых ТЛК были выявлены критерии инновационности и типы ТЛК, что позволяет оценить уровень отставания объекта от лидеров и масштабы требуемых инновационных преобразований. В результате сравнительного анализа существующих методов и методик оценки потенциала объектов были определены отдельные решения, применимые для оценки ТЛК с учетом специфики его функционирования и отличия от таких объектов, как предприятие или регион. При этом сравнивались как минимум три укрупненных подхода к оценке инновационного потенциала: ресурсный, внутренний и результативный, – что позволило добиться более высокой достоверности разрабатываемой методики. На основе комплексного подхода была произведена многоуровневая декомпозиция инновационного потенциала ТЛК по четырем составляющим: ресурсной, управленческой, результативной, инфраструктурной. Были также выделены компоненты и определены показатели оценки каждой из составляющих, которые оцениваются в рамках разработанной авторами методики, представляющей синтез элементов изученных методов. Согласно методике оценки инновационного потенциала ТЛК посредством графической визуализации, метода аналогии и многомерного шкалирования, отображается обеспеченность комплекса ресурсами для инновационного развития и возможности инфраструктуры для внедрения инновационных технологий. В отличие от существующих универсальных инструментов оценки потенциала объектов методика учитывает специфику транспортно-логистических структур и значимость элементов оценки, а также необходимость оценки инфраструктурной составляющей потенциала комплекса. Результаты апробации методики на примере многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» (ММПК «Бронка») с применением систематизации, интервьюирования, экономико-математического и экспертного методов не выявили ограничений в использовании методики. Представленный в работе инструментарий может быть использован для разработки стратегии и политики инновационного развития различных по виду, масштабу и специализации ТЛК.